Глава1. Теоретико-методологические основы формирования современной концепции
управления персоналом
1.1. Система управления персоналом: основные элементы и
факторы эффективности в современном мире.
В рамках общих теорий
роли человеческого фактора в производстве существует ряд проблем более частного
характера, связанных с конкретными методами работы с людьми на производстве.
Управление персоналом — это система механизмов и технологий кадровой
деятельности в целях достижения определенных результатов. Это и организация
взаимодействия отдельных подсистем кадрового обеспечения (обучения,
профессионального развития кадров, нормативно-правового, научно-методического,
информационного и финансового обеспечения).
Следовательно, управление
персоналом — явление весьма многогранное и сложное по своему содержанию и
организационно структурным формам. Вместе с тем оно выступает не только в
качестве сложного структурно-функционального явления, но и структурно
расчлененной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное
назначение и функции. В этой связи управление персоналом является
самостоятельно функционирующей системой со своими принципами, функциями и
полномочиями.
В зарубежной литературе
управление персоналом называют «менеджментом персонала». Встречается также
термин «кадровый менеджмент». Таким образом, управление персоналом является
одним из ведущих направлений современного менеджмента вообще и социального
менеджмента в особенности.
Главное в менеджменте —
умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном и
последовательном повышении экономических результатов функционирования фирмы.
В широком значении термин
«управление персоналом» все чаще применяется как синоним термина «управление
человеческими ресурсами». Более того, последние 10—15 лет понятия «человеческие
ресурсы» и «управление человеческими ресурсами» все более утверждаются взамен понятий
«кадры», «трудовые ресурсы». Соответственно, функциональные службы, которые
традиционно именовались «отделами кадров», получают название — «службы
персонала» или «служба человеческих ресурсов». Эти изменения отражают
переосмысление роли и места человека на производстве в духе идей школы «человеческих
отношений». Саму суть поворота менеджмента к человеку характеризуют так
называемые менеджерские заповеди - предписания, нормы, правила социального и
нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практический
деятельности.
Каждая фирма
разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди. Вот какими заповедями,
например, руководствуются менеджеры фирмы «Дженерал моторс»: Будь внимателен к
критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно тебе ничего не
дают; будь внимателен к чужому мнению, если даже оно не верно; имей бесконечное
терпение; будь справедлив, особенно в отношении подчиненных; будь вежлив,
никогда не раздражайся; будь краток; всегда благодари подчиненного за хорошую
работу; не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица; никогда не
делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев,
когда это связано с опасностью для жизни; выбор и обучение умного подчиненного
- всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим; если то, что
делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоими решениями, давай им
максимальную свободу действий; не спорь по мелочам, мелочи только затрудняют
работу; не бойся, если твой подчиненный способней тебя, а гордись таким
подчиненным; никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные
средства не использованы, но в последнем случае применяй ее в максимально
возможной степени: если твои распоряжения оказались ошибочными, признай ошибку;
всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном
виде.
Менеджмент —
психологически насыщенная система управления. Главные ее функции (планирование,
организация, мотивация и контроль) глубоко психологичны. Следовательно, чтобы
эффективно осуществлять эти функции, менеджеру необходимо овладеть рядом
психологических компонентов менеджерского мастерства: умением взаимодействовать
с людьми, основами публичного выступления, убеждением, осуществлением
творческих мыслительных операций, принятием эффективных решений и т.д.
В суровых условиях
рыночной конкуренции только упор на человеческий ресурс дает возможность
постоянно поддерживать высокий темп производства и обеспечивать нескончаемый
поток высококачественной продукции. Так, наиболее знаменитые японские,
европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве
дешевых и качественных товаров именно благодаря бережному отношению к
персоналу.
Управление человеческими
ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и
считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное
внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса,
внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в
настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами,
происходит осознание того, что сущность и эффект бизнеса определяют люди.
Вопрос стоит таким
образом, что в условиях острой конкуренции между производителями за рынки сбыта
и потребителей, при практически одинаковой технической и технологической
оснащенности, добиться успеха может только тот, кто лучше использует имеющиеся
у него человеческие ресурсы.
Сущность концепции «человеческих ресурсов» состоит в признании
экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением
рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и, что особенно
важно, созданием условий для более полного выявления возможностей и
способностей, заложенных в личности; люди
|