ГЛАВА 1. Модели управления
персоналом.
1.1.
Управление персоналом. Понятия модели управления.
Управление персоналом организации - целенаправленная деятельность
руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений
системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии
кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом
заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой
работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении
маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности
организации в персонале. Схема сложившейся организационной структуры системы
управления персоналом крупной организации приведена на рис.1
Управление персоналом организации, охватывает
широкий спектр функций: от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием
персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе;
профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала
и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений;
управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала;
управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и
переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением; управление поведением персонала в организации; управление
социальным развитием; высвобождение персонала.
Управление
персоналом организации предусматривает информационное, техническое,
нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы
управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы
управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда
руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений
системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности
совершенствования управления персоналом, аудита персонала.
Отдел рационализации изобретательства
|
|
Рис.1 Схема сложившейся
организационной структуры
системы управления персоналом
крупной организации.
Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное
воздействие на управляемый объект, которым может быть технологическая
установка, коллектив или отдельная личность. Управление есть процесс, а
система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.
Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку
процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для
него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука
управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и
разрабатывать рекомендации по его оптимизации. Принципиально процесс
управления характеризуется двумя основными составляющими: управляющей системой
и объектом управления. Этими составляющими могут быть руководитель и
подчиненный, диспетчер и заводские цехи, человеческий мозг и управляемые им
через нервную систему органы. Основная особенность процесса управления —
единство и взаимосвязанность его составных частей, что обеспечивается обратной
связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.
ОС
Обратная
связь
Рис.
2 Принципиальная схема управления.
Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной
связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, который может внести
необходимые коррективы в процесс управления.
Для оптимизации и особенно автоматизации управления необходимо
разрабатывать формализованные модели, но составить модель организационной
системы весьма трудно, а иногда и просто невозможно. Однако в организационных
системах именно человек принимает управляющие решения, и потребность в формализации
его действий особенно велика. Организационные системы находятся в состоянии
постоянного развития, которое связано с появлением новых потребностей, с
постоянным изменением хозяйственного механизма, внутренних и внешних условий,
а это влечет за собой изменение связей между элементами системы и всей системы
в целом. Можно констатировать, что основной задачей организационной системы
является динамическое управление совокупностью взаимосвязанных объектов с
изменяющейся структурой.
Категория "модель управления" является одной из ключевых в науке
управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми
животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал
управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно
решать стоящие перед ним задачи.
Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а
эволюция. Модель управления вынашивается и
формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не
"чужеродной", а только "родной", органичной и
соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная
модель прививается.
Под "моделью"
вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо
изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие
какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или
иных целях. В широком смысле "модель" - это аналог (изображение, описание, схема,
план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того кто
осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Управление персоналом организации.
Учебник/под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002.
– (Серия «Высшее образование»), стр.53
Кнорринг
В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по
специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм. и доп. — М.:
Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001,стр.33
Генкин Б.М., Коновалова
Г.А. Основы управления персоналом, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996,
стр 37.
|