ГЛАВА I.
Теоретические основы PR
деятельности коммерческих организаций
В последние годы в России происходят различные
дискуссии по проблемам PR, что заставляет задуматься о наличии
большого количества определений понятия «связи с общественностью», особенно
среди практиков.
Например, некоторые
теоретики PR, и даже некоторые PR-фирмы, определяют PR в качестве альтернативы
рекламе. Так, PR включает в себя средства массовой информации (далее – СМИ),
реклама так же работает через СМИ. Однако, процесс PR – это строительство, воспитание
отношений и привлечение внимания, где реклама является одним из инструментов,
который может быть использован в этом процессе .
Некоторые видят PR как одну из многих дисциплин маркетинга.
Однако, по мнению некоторых исследователей, маркетинг является смежной
дисциплиной, которая помогает организовывать отношения с одним из слоев
общественности – потребителем.
PR в бизнесе
более сложен и интересен, носит более систематический характер, строится на
большую перспективу, помогает улучшать
отношения между организацией и
заинтересованными сторонами в целях максимизации выгод от этих отношений
для обеих сторон.
PR осуществляется
организацией для того, чтобы создать и распространить информацию, позволяющей общественности
уяснить политику и деятельность данной организации.
Существуют формальные
определения термина «общественные отношения», однако его смысл очевиден: это управление отношениями между
организацией и ее окружением, от которых она зависит.
В буквальном смысле, PR – это управление отношениями с
различными слоями населения в целях повышения репутации компании, которая
приобретает все более решающее значение для успеха в бизнесе. Компании могут
получить доверие по ряду направлений путем применения традиционных стратегий
PR, таких как:
·
использование честности и справедливости в
качестве критериев для всех бизнес-решений;
·
сохранение акцента на качество продукции или
услуг;
·
открытый обмен правдивой информацией со всеми
слоями общественности;
·
активное
участие в общественной жизни и реагирование на проблемы.
По мнению В.М Шепель,
компании должны сделать своим приоритетом интересы общественности, а также
наладить хорошие отношения с ними, чтобы примирить интересы компании с
интересами тех, от кого зависит ее развитие. Краеугольным камнем
хороших отношений является доверие, а доверие основывается на открытом и
честном общении. Хорошие отношения также требует умения слушать, поэтому связи
с общественностью являются двусторонним процессом.
Определение, официально
принятое Американской ассоциацией по связям с общественностью (Public Relations
Society of America (PRSA), выглядит следующим образом: «PR – это
адаптация организации и
общественности взаимно к друг другу».
Другое определение этого понятия было дано Денни Гризволд: «PR как функция управления заключается в
поддержании общественных отношений, которая определяет политику, процедуры и
интересы организации следуя которым они выполняют программу действий, чтобы заработать
общественное понимание и признание».
Американский ученый Скотт
Катлип рассматривает определение «связи с общественностью» как «функцию
управления, которая направлена на выявление, строительство и поддержание взаимовыгодных
отношений между организацией и общественностью от которых зависит ее успех или
неудача».
В последние годы попытки
определить PR предприняли российские ученые. По мнению ученых Российской
академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, PR – это «специализированная,
профессионально организованная деятельность управления, но управления особого
рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной
сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными)
средствами».
Одним из ведущих авторов
в сфере PR является А.П. Чумиков, который считает, что «PR – это система
информационно аналитических и процедурно – технологических действий,
направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также
между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации
данного проекта».
Каждое определение рассматривает понятие с разных точек зрения и показывает,
что концепция общественных отношений
состоит из двух компонентов – организации и общественности. Все определения
используют оба эти компонента
Чумиков А.Н. Связи с
общественностью. - М., 2008. - С. 10.
Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. - М., 2007 . - С. 11.
Чумиков А.Н Связи с
общественностью. - М., 2008. - С. 12
|