Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих
внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе
финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы
множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются
самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее
результаты, и на перспективы развития.
Внутренняя
среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные
цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике
– прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы,
и внешняя. Все многообразие внутренней
среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление
на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и
производственной организационных структурах.
В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как
совокупность шести групп факторов (рис. 1), каждая из которых включает десятки
конкретных факторов.
Рассмотрим подробнее каждый из элементов, представленных на рис. 1, с
точки зрения «человеческого измерения» организации.
1. Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так
и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более
существовать далее, если не будет определена ее цель — то, ради чего
организация формируется, и будет действовать в дальнейшем. Определение цели
может быть дано двояким образом — для внешних наблюдателей, участников,
пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников,
сотрудников, включенных в процесс функционирования.
Рис. 1. Элементы организации
Все большее количество организаций начинают свои презентации и рекламные
кампании с представления собственной миссии — утверждения, раскрывающего смысл
существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные
обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: «Наша
цель сделать мир меньше». (телекоммуникационная компания), «Вместе с нами в
будущее». (компьютерная техника), «Нормальная техника — для удобной жизни».
(бытовая техника) и др. Таким образом, миссия — это представление о
стратегических целях, и в этом смысле — о будущем, в которое приглашается
клиент, партнер конкретной организации.
Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т.е. то,
как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как
она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано
не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических
партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах
организации и называется «видение» (от англ. vision — предвидение).
2. Структура. Элемент, без которого не может существовать ни одна
организация, — ее структура. Этим понятием описывается внутреннее строение
организации, ее «морфология» или «архитектоника», наличие отдельных частей и
соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной
конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и
управленческой практике выделены основных три типа организационной структуры:
1) линейная;
2) функциональная;
3) адаптивная.
3. Технология. Очень часто «базисной» характеристикой организации,
определяющей ее differentia specifica, является используемая технология, т.е.
способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент
организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы
организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты,
корреспондирующие с целями деятельности организации. В истории можно выделить
несколько уровней технологичности, которые проходило производство.
4. Под финансами, как элементом организации, чаще всего понимаются не
только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может
привлечь организация для осуществления собственной деятельности. Принято
выделять три основные функции финансов:
1) распределительную;
2) стимулирующую;
3) контрольную.
5. Управление. Рассматривая систему управления как элемент организации,
мы в первую очередь должны обратить внимание, на решение каких задач она
направлена, и какие методы при этом используются.
Термин «управление» первоначально означал умение объезжать лошадей и
Григорьев М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н.
Григорьев . - М. : ЮРАЙТ , 2010. – С. 216.
Синяева И. М. Маркетинг в предпринимательской
деятельности : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев, ред. Л. П.
Дашков . - М. : Дашков и К' , 2009. - С.
148.
Багиев Г. Л. Маркетинг : учебник для вузов / Г. Л.
Багиев, В. М. Тарасевич, общ. ред. Г. Л. Багиев . - 3-е изд., перераб. и доп .
- СПб. [и др.] : Питер , 2010. - С. 289.
|