Глава 1. Теоретические основы организации
внешнеэкономической деятельности
1.1 Предприятие как субъект
внешнеэкономической деятельности
Обмен между производителями разных стран осуществляется через
внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести
соответствующие взаимосвязанные действия:
1) найти
покупателя;
2) подписать
с ними соглашение, в котором обсудить все условия (товар, его количество и
качество, цену, сроки поставок, и тому подобное);
3) выполнить
договор, то есть подготовить товар к поставке, доставить его покупателю,
провести расчет за доставленный товар.
Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой
операции.
Таким образом; под внешнеторговой операцией нужно понимать комплекс
действий контрагентов разных стран, направленных на осуществление торгового
обмена. Такие действия носят коммерческий характер, потому операции обмена
становятся коммерческими. По своей сути они являются руководящей деятельностью.
Содержание управления обменом, то есть осуществление операций обмена,
заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать разные виды
деятельности контрагентов, которые осуществляют обмен материальными ценностями
и услугами.
Внешнеторговая операция как руководящая деятельность предусматривает
наличие субъектов, которые осуществляют эту деятельность, и объектов, на
которые эта деятельность направлена [32, c. 84].
Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фирмы,
организации, которые получили от государства право выхода на внешний рынок.
Объектами внешнеторговых операций выступают материальные процессы,
которые проявляют себя в процессе обмена товарами, услугами, результатами
производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют
виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции
разделяются на основных и вспомогательных.
Анализируя свои возможности на рынке, предприятие должно включить
сделки по импорту конкретного товара в свою маркетинговую стратегию. Для этого
необходимо провести мониторинг своих импортных возможностей, среди которых –
освоение новых методов и форм сбыта на внешнем рынке своих традиционных
импортных товаров, изыскание новых видов импортной продукции, изучение
возможностей модификации импорта с целью повышения эффективности импортных
операций. Особое внимание должно быть уделено изучению внешних рынков в
различных странах импортерах, особенностей спроса на товары, предназначенные
для личного и производственного пользования, конъюнктуры конкретных товарных
рынков, организацию торговли, таможенно-тарифного режима, характера отношений
РФ с соответствующими иностранными государствами. Для учета реализации любой
продукции, в том числе и на импорт, первостепенное значение имеют следующие
показатели: выручка от реализации продукции; фактическая себестоимость
реализованной продукции. Формирование этих двух показателей при заключении
импортных контрактов имеет свои особенности. Выручка от импорта мясосырья
начисляется в момент перехода права собственности на продукцию от российского
экспортера (продавца) к иностранному импортеру (покупателю). Для отражения в
учете экспортная валютная выручка подлежит пересчету в рублевый эквивалент по
курсу Центрального Банка РФ, действующему на день перехода права собственности
от экспортера к импортеру.
Продавец и покупатель могут предусмотреть в контракте любой удобный
с их точки зрения момент перехода права собственности. Но, необходимо
учитывать, что в международной торговле принято увязывать переход права
собственности с переходом риска случайной гибели продукции от продавца к
покупателю.
Момент перехода рисков можно определить по Международным правилам
толкования торговых терминов Инкотермс (издание Международной торговой палаты в
редакции с 1990 года).
Риск случайной гибели продукции – это риск возможного нанесения
убытков в связи с гибелью или порчей продукции по причинам, не зависящим от
продавца и покупателя (в результате непредвиденного случая, обстоятельств
непреодолимой силы и т.п.).
Если во внешнеторговом контракте со стороны не оговорили момент
перехода права собственности, но указали базисные условия поставки согласно
Инкотермс, то право собственности переходит от продавца к покупателю
одновременно с риском случайной гибели или утраты продукции.
Фактическая себестоимость импортной продукции складывается из
производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с ее
реализацией.
|