1. Роль мотивации в современном
управлении медицинской организацией
1.1. Понятие, сущность и значение мотивации в условиях модернизации российского
здравоохранения
Управление персоналом в
процессе своей эволюции прошло несколько стадий развития вслед за
экономическими и социальными изменениями. Существует
четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди,
работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор),
школа человеческих отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория
случайности (Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с
научной точки зрения, так и в практическом отношении, область деятельности,
которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций. На
рисунке 1.1. приводится обзор различных концепций управления персоналом. Выделяются основные школы, как: школа научного управления, административная
школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления
(количественная школа).
Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что
они привнесли в практику управления персоналом.
Рис.
1.1. Обзор концепций управления персоналом
Во второй половине
XX века в менеджменте а, следовательно, и в управлении персоналом сложились и
получили большое распространение такие подходы, как процессный (с конца 50-х
гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е годы).
Принципиальная схема управления персоналом представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Принципиальная схема управления персоналом
организации
Разработка и
проведение кадровой политики
|
Оплата и стимулирование
труда
|
Групповое управление,
взаимоотношения в коллективе
|
Социально-психологические
аспекты управления
|
Принципы подбора
и расстановки персонала
|
Формы оплаты труда
|
Вовлечение работников
в управление на низовом уровне
|
Мотивация труда
работников и творческая инициатива
|
Условия найма и
увольнения
|
Пути повышения
производитель-ности труда
|
Рабочие бригады и
их функции
|
Организационная
культура фирмы
|
Обучение и повышение
квалификации
|
Поощрительные
системы оплаты труда
|
Взаимоотношения в коллективе
|
Влияние управления
персоналом на деятельность организации и ее организацию
|
Оценка персонала
и его деятельности
|
|
Взаимоотношения с
профсоюзами
|
|
Управление персоналом осуществляется в
процессе выполнения определенных целенаправленных действий и
предполагает:
- определение целей и основных направлений работы с
персоналом;
- определение средств, форм и методов осуществления
поставленных целей;
- организацию работы по выполнению принятых
решений;
- координацию и контроль за выполнением намеченных
мероприятий;
- постоянное совершенствование системы работы с
персоналом (см. рис. 1.2.).
Планирование
|
Определение общей стратегии
Оценка потребности и
наличия
|
Организация
|
Анализ процесса труда
Составление графика работы
Создание системы продвижения
по службе
Условия труда
|
Руководство
|
Кадровая политика
Мотивация через компенсацию
|
Контроль
|
Оценка
|
Рис. 1.2. Взаимосвязь функций управления
персоналом
Когда общая стратегия организации осознана,
становится возможным установить индивидуальные функции управления мотивацией
персонала, которые будут совмещаться с ней (стратегией) наилучшим образом. Мотивация – это процесс побуждения себя
и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Исследование
поведения человека в труде дает некоторые
общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
В
понятии мотивации особенно важны следующие его аспекты:
—
определение того, что в деятельности человека находится в прямой зависимости от
мотивационного воздействия:
—
выявление соотношения внутренних и внешних сил:
—
соотношение с результатами деятельности человека.
Наукой и практикой установлено, что потребности —
это то, что находится внутри человека. Это — что-то
Егоршин, А. П. Управление персоналом :
учебник / А. Е. Егоршин. - 3-е изд.
- Н. Новгород : Изд-во НИМБ, 2008. С.45.
Яхонтова, Е. С.
Эффективные технологии управления персоналом / Е. С. Яхонтова. - СПб. : Питер, 2011. С. 44
|