Глава 1. Теоретические основы
управления персоналом в индустрии питания
1.1. Специфика деятельности и
персонала в индустрии питания
В системе общественного питания рыночные отношения
получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма
удовлетворения потребностей населения в услугах по организации внедомашнего
питания и досуга. В настоящее время миссия предприятий общественного питания
заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения не
только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха
населения. Меняется содержание функций, выполняемых общественным питанием.
Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания
необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга
и социальных мероприятий населения», так как эффективность,
конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой
функции.
В связи с рыночными
преобразованиями в стране изменилась сущность общественного питания. Термин
«общественное питание» рассматривается как «отрасль национального хозяйства,
специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей
населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства,
реализации и организации потребления продукции собственного производства и
покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению с целью получения
прибыли» [17.С.44].
Предлагаемая
классификация услуг предприятий общественного питания основана на
систематизации различных признаков с учетом современных требований к услугам,
направлена на повышение их качества и интенсивного развития (рис.1.).
Рис. 1. Классификация услуг предприятий общественного
питания
Особенности
общественного питания обуславливают и специфические черты услуг в данной сфере.
Проведенный анализ позволил констатировать, что услугам предприятий
общественного питания присущи как общие для всех видов услуг, так и специфические
свойства (приложение 1).
На основе комплексного
анализа условий и факторов развития предприятий общественного питания, а также
выявленных тенденций трансформации их экономической структуры, выделены и
раскрыты семь этапов эволюции предприятий общественного питания в России
(приложение 2).
При анализе развития
общественного питания в историческом разрезе, выявлена растущая диверсификация
форм данного вида деятельности. В результате общественно-экономических
преобразований возникают новые типы предприятий общественного питания, в то
время как другие исчезают.
Уникальное профессиональное ядро
кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любого
предприятия общественного питания, стремящейся упрочить свои позиции на
глобальных рынках. В ХХI веке эта
максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для
успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и
нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный
на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко
повысит требования ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Интенсивные изменения в сфере человеческих
ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом,
отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя
по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в
области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся
профессиональных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и управленца,
придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега,
предпринимателя и маркетолога.
В сфере человеческих ресурсов ресторана
эти изменения:
-
от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу — к
широким профессиональным и должностным профилям;
-
от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору
траектории профессионального развития;
-
от ответственности менеджеров за развитие персонала — к ответственности самих
работников за собственное развитие;
-
от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники, — к созданию
возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
-
от уклонения от обратной связи с подчиненными — к ее активному поиску;
-
от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора
специалистов — к открытому обсуждению уровня компетентности работников,
имеющихся вакансий и путей их заполнения.
С одной стороны, эти сдвиги,
затрагивая в первую очередь стратегию корпорации, превращают кадровые стратегии
в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулированных
стратегических целей корпорации
|