Глава
1.Теоретические основы управления персоналом
в индустрии питания
1.1.
Специфика
деятельности и персонала в индустрии питания
Ресторанный бизнес отличается от всех остальных
видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции,
механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию
формирования потенциальной аудитории.
Из года в год ресторанный бизнес стремительно
развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот
фактор заставляет топ-менеджеров продумывать не только основную стратегию и
стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и
неповторимость.
Только при формировании грамотно разработанной
концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих
ресторанного бизнеса, гарантирован успех в развитии деятельности ресторана.
Рестораны играют довольно важную роль в жизни
человека. Кроме удовлетворения физиологических нужд в питании, «выход» в
ресторан несет важную социальную функцию.
Человеку нужно не только поесть, но и пообщаться.
Рестораны - это одни из немногих мест, где работают все органы чувств, которые
генерируют общее чувство удовлетворения. Вкус, зрение, обоняние, тактильные
ощущения объединяются в оценке кушаний, обслуживания и атмосферы ресторана.
Эффективная работа ресторана зависит от нескольких
факторов. Как и любая сложная система, ресторан начинается с замысла его
основателей и заканчивается контролем функционирования учреждения.
Главную роль в этом выполняет практическая философия
его владельца и/или директора. Ее раскрывает подход к ведению бизнеса, который
определяет этические и моральные ценности, что реализуются в процессе
функционирования предприятия. Главная идея основателей ресторана - определять
его кредо, и призвана максимально удовлетворять посетителей.
Остановимся на основных терминах, используемых при
формировании рыночной концепции
ресторанного бизнеса.
Ресторан
(от фр. restaurer, восстановить, крепить) - заведение, которое продает готовую
еду и напитки по заказу для употребления в пищу на месте.
Ресторанный
бизнес - предпринимательская деятельность за счет
собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, в области
ресторанного дела.
Как и любой другой бизнес, ресторанный требует
составления бизнес-плана, менеджмента, маркетинговых исследований и разработки
собственной стратегии.
Учитывая потенциальных посетителей, разрабатывается
профиль ресторана. Профиль ресторана определяется его концепцией (рис.1),
которая характеризует его имидж, связанный с определенным рыночным сегментом:
повседневный, детский, этнический и т.п.
Рис.1
Схема рыночной концепции ресторанного бизнеса
Конечно, для успешного функционирования ресторанного
учреждения важно качество кушаний, меню, уровень обслуживания, цена, атмосфера,
менеджмент, но наиболее значимым является местоположение. Среди главных
критериев, по которым избирается место для ресторана, можно указать следующие
категории:
- демография - сколько людей проживает, или
приезжает в данной местности (микрорайона, который находится в радиусе
обслуживания учреждения);
- средний уровень доходов такого населения;
- является ли данная местность районом
развивающимся, или, наоборот, находится в упадке, влияющем на ее
инфраструктурное обеспечение (канализация, дренаж и т.п.);
- удобство и доступность
с точки зрения транспортного
Вахтина
Н., Долгова О. Эффективность управления ресторанами общественного питания. //
МЭ и МО. – 2011. - №6. – С.45-52.
|