1 Теоретические основы организации
управленческой деятельности на телеканале
1.1 Сущность, функции и задачи
управленческой деятельности
В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определён как искусство
управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
Понимание менеджмента как искусства основывается на учёте особенностей
организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту
организацию. Любая организация – это сложная, как правило, открытая система, на
функционирование которой оказывает влияние множество факторов внешней и
внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально
подготовленный, способен управлять деятельностью других людей. Именно поэтому
при обучении менеджменту следует учитывать проблемы его как искусства. В
результате такого обучения появляется качественно новый специалист – менеджер,
способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и
личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые
практическим опытом.
Менеджмент — совокупность методов,
принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения
эффективности их деятельности[1].
Менеджмент предполагает управление
не только формальными, но и неформальными организациями,
образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов,
приятельских и семейных и других видов отношений.
К основным задачам управления можно
отнести:
• управление персоналом
(коллективом, кадрами);
• управление качеством продукции;
• управление инновациями
(нововведениями в организации);
• стратегическое управление
(стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения,
сочетание стратегий);
• управление финансовыми ресурсами;
• управление материальными ресурсами
и запасами;
• управление информационными
ресурсами;
• управление временными ресурсами
(сетевое планирование);
• управление производительностью
труда;
• антикризисное управление
предприятием;
• управление маркетингом
(маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена—качество»);
• управление по целям (МВО) (предложено в 1950-х гг. П.
Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к
формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать
задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд
мероприятий с целью ее недопущения);
• управление по результатам
(цикличный процесс постановка результатов (целей) — процесс ситуационного
управления — контроль за результатами; на первый план выходят оперативная
реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера)[2].
Организационно-экономический
механизм управления служит центром управления производственной, инновационной,
коммерческой, финансовой и другой деятельности и рассматривается как средство
приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования систем
управления производством, научно-техническим прогрессом, качеством и
эффективным использованием производственных ресурсов. Он представляет собой
взаимосвязанную совокупность принципов управления, организационных,
административно-правовых, экономических методов, финансовых рычагов и стимулов,
а также правовых норм, которые в своем взаимодействии обеспечивают
программирование действия системы, реализацию комплексных целевых программ и
планов, стимулирование достижения целей[3].
Представим модель комплексной
системы управления предприятием. Для приведения в действие и обеспечения
стабильного функционирования этой системы автором разработан
организационно-экономический механизм управления предприятием (рис. 1.1).
|