Раздел 1.
Мотивация труда персонала как одна из основных задач управления персоналом в
целях повышения эффективности организации
1.1. Анализ основных подходов к управлению
персоналом в организации
|
Уникальное
профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное
преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на рынке. В ХХI
веке эта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит
требования ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом в процессе своей эволюции прошло несколько стадий
развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого
развития представлены в приложение 1. Существует
четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди,
работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор),
школа человеческих отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория
случайности (Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с
научной точки зрения, так и в практическом отношении, область деятельности,
которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций. На
рисунке 1.1. приводится обзор различных концепций управления персоналом. Выделяются основные школы, как: школа научного управления,
административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки
управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью
выявления того, что они привнесли в практику управления персоналом.
Рис. 1.1. Обзор концепций
управления персоналом
Основателем школы
научного управления считают американского инженера Ф.У.Тейлора (1856–1915гг.).
Он стоял у истоков создания современного менеджмента. Но в отличие от многих специалистов,
разрабатывающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем, а
практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а впоследствии главным инженером
в сталелитейной компании.
Для работ наиболее
известного ученика Ф.Тейлора Г.Ганнта (1861–1919гг.) характерно утверждение о
том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в
своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности.
В 1901году Г.Ганнт разработал первую систему оплаты качественного досрочного
выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий
производительность труда возросла более чем в два раза. Г.Ганнт считал, что
"проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем
менеджмента”. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного
управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал
целую систему плановых графиков.
Одним из последователей
Тейлора является и известный американский ученый Гаррингтон Эмерсон (1853–1931гг.).
Он разработал штабной принцип управления, при этом уделил большое внимание
персоналу, отмечая необходимость управления им. Эмерсон один из первых заявил о
необходимости должности "менеджер по персоналу”. В целом заслуга Тейлора,
Ганнта, Форда и других сторонников данной школы в развитии управления персоналом
как одного из направлений менеджмента заключается в утверждении следующих
принципов:
- отбор работников,
наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение;
- обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
- систематическое
использование материального стимулирования для повышения производительности.
Становление классической
(административной) школы связано с именем француза Анри Файоля (1841–1925гг.).
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления,
следование которым ведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два
основных аспекта: разработку рациональной структуры организации и построение на
ее основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет
собой бюрократическую модель. Интересным представляется формулировка 14-ти принципов, при соблюдении которых
возможно эффективное управление организацией (26, с. 29).
В
30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение "неоклассическая” школа, возникшая в противовес
классической. Ее назвали школой человеческих отношений, поскольку о
|