Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа привлекательности
отрасли и оценки ее прибыльности
1.1
Структурный анализ отраслей
Анализ включает в себя определение
главных экономических характеристик отрасли, движущих сил развития отрасли,
оценку сил конкуренции и конкурентных позиций соперничающих предприятий, анализ
ближайших конкурентов, оценку перспектив развития отрасли, а также ключевые
факторы успеха, реализация которых открывает перспективы улучшения своей
конкурентной позиции
Прежде чем приступать к теоретическим
и методологическим основам, дадим определение понятию – отрасль.
Под отраслью понимается группа предприятий, которые производят сходные
товары, используют идентичную квалификацию, имеют аналогичные процессы
производства, технологии, каналы поставки и распределения.
Отрасли сильно разнятся по своим
экономическим характеристикам, условиям конкуренции и перспективам получения
прибыли. Конкуренция может быть умеренной в одной
отрасли и очень жесткой - в другой;
вестись по цене и другим характеристикам товаров.
Экономические характеристики,
условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать
прибыльность этих отраслей. Многое зависит от состояния отрасли: сильные
компании в непривлекательных отраслях порой с трудом добиваются
удовлетворительного уровня прибыльности, в то время как даже относительно
слабые компании в привлекательных отраслях демонстрируют отличные результаты.
Для анализа общей ситуации и
конкурентных условий отрасли разработаны методики и приемы, с помощью которых
создается оптимальная стратегия и оценивается ее инвестиционная привлекательность.
Анализ предполагает исследование
деятельности компании в контексте внешней среды. Цель анализа – оценить семь
ключевых факторов внешней среды:
1. Основные экономические характеристики
отрасли.
2. Формы и интенсивность конкуренции.
3. Причины изменений в структуре
конкуренции и внешней среде.
4. Самые сильные (слабые) конкуренты.
5. Вероятные последующие действия
конкурентов.
6. Ключевые факторы успеха в
конкурентной борьбе.
7. Общая привлекательность отрасли и перспективы
достижения прибыльности выше среднеотраслевой.
Характеристика всех этих
факторов представляет собой оценку среды, в которой действует компания. Они
создают базу для разработки стратегии с учетом меняющихся условий конкуренции и
отрасли.
1.2 Основные
экономические характеристики отрасли
Анализ общей ситуации и
конкуренции в отрасли начинается с изучения основных экономических
характеристик. Основные экономические характеристики отрасли:
·
Размер
рынка;
·
Масштаб
конкуренции (локальный, региональный, национальный, глобальный);
·
Темпы
роста рынка и этап его жизненного цикла (начало подъема, быстрый рост и пик,
начало зрелости, насыщение и стагнация, спад);
·
Количество
конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного
крупных);
·
Количество
покупателей, в том числе промышленных, и относительные размеры последних;
·
Степень
интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке
(«вперед» и «назад»);
·
Каналы
распространения продукции;
·
Скорость
технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных
товаров;
·
Степень
дифференциации товаров (услуг), компаний-конкурентов (высокая, слабая,
отсутствует);
·
Возможность
экономии на масштабе в закупках,
производстве, транспортировки, маркетинге и рекламы;
·
Компактность
размещения основных компаний в определенных регионах;
·
Наличие
эффекта обучаемости, когда издержки на единицу продукции снижаются по мере
роста кумулятивного объема выпуска изделия в результате накопления
производственного опыта;
·
Степень
загрузки производственных мощностей как главное условие снижения издержек
производства;
·
Требуемый
размер капиталовложений, условий входа в отрасль и выхода из нее
·
Отраслевой
показатель прибыльности (выше или ниже среднего по экономике в целом).
Вывод: Исходя из экономических характеристик
отрасли, компания разрабатывает варианты стратегии.
1.3
Формы и интенсивность конкуренции.
Пять факторов
конкуренции (Структурный анализ)
Не смотря на разную интенсивность конкуренции в разных отраслях, собственно
конкуренция везде одинакова, что позволяет использовать общий подход для ее
анализа. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что в
отрасли обычно присутствует пять видов, или фа
|