Вся
история управления персоналом как отрасли науки явилась основой формирования
науки об управлении и рассматривается нами как путь к установлению
самостоятельного статуса этого научного направления. Знакомство с историей
развития управления персоналом целесообразно начать с 1900 г., когда, по мнению
исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности.
До этого времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя,
который обычно до 80% своего рабочего времени тратил на управление сотрудниками.
Промышленная
революция и развитие капитализма вытеснили мануфактуры и мастерские, на смену
пришли фабрики с большим количеством работников, коллективным характером труда,
его жесткой специализацией. Эти изменения сопровождались повышением
интенсивности и эксплуатации труда, отдалением прочих работников от
собственников и работодателей, обострением социальных конфликтов на
предприятиях и обществе в целом. Политическим выражением конфликтов стало
рабочее движение во главе с профсоюзами и рабочими партиями.
Руководители
предприятий искали пути предупреждения, сглаживания и безболезненного разрешения
конфликтов, налаживания партнерских отношений между администрацией и остальными
работниками. В этой ситуации руководители уже не справлялись с задачами
управления персоналом. Для работы с кадрами и налаживания отношений между
администрацией и работниками на предприятии потребовались специальные
работники, и даже специализированные подразделения.
Анализ
мирового опыта показывает, что на рубеже 1900-х годов часть функций по
управлению персоналом стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский
бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал на своей фирме первое бюро по найму
работников. В 1910 г.
фирма «Плимнтон пресс» создала отдел кадров. 1912 г. считается
приблизительной датой, когда отдел кадров на предприятии впервые возник в
современном значении этого слова.
В
20-х годах подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое
распространения в США и странах Западной Европы.
Работники
этих подразделений занимались налаживанием отношений между работодателями и
наемными работниками, выясняли настроение рабочих, представляли их требования
руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и
преданность организации, устраивали совместные празднества. Они же ведали
некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание
профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.
В
30-е годы работа отдела кадров была сориентирована на ведение переговоров о
заключении трудовых договоров, общий контроль за их деятельностью в области
управления персоналом на предприятиях.
В 30
- 40-х годах принимались законы. Концентрирующие практику управления
персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей
заключать коллективные договоры, осуждали дискриминацию членов профсоюзов.
В ходе
становления служб управления персоналом возникали новые профессии: агент по
найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям,
специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и
трудовым отношениям и т.п.
В 50
- 60-е годы развитие новых и модернизация старых отраслей, глубокая
технологическая реконструкция производства, распространение
электронно-вычислительной техники привели к тому, что трудовые ресурсы
приобрели новые качества: появилось большое число грамотных работников с новыми
отношениями к труду, его условиям и организации трудовых процессов. В этот
период большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления
персоналом, что привело к необходимости разработки внутрифирменных нормативных
и регламентирующих документов: стандартов предприятия, нормативов, в первую
очередь в области организации и оплаты труда. На предприятиях создавался
бюрократический административный механизм. В эти годы было развернуто движение,
направленное на повышение эффективности управления в целом и управления
персоналом. Начинается применение коллективных форм организации труда.
Претерпевает изменения система материального стимулирования. Наблюдается отход
от жесткого нормирования труда, начинается начисление размеров вознаграждения в
зависимости от конечных результатов работы сотрудника и деятельности
предприятия в целом. Работники предприятий допускаются к участию в прибылях. В
этот период формируется теория человеческого капитала, что явилось отражением
резкого возрастания роли персонала в современном производстве.
Веснин
В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Весенин. – М.: Институт международного права и
экономики им. Грибоедова, 2010. – С. 169.
|