Персонал
- личный состав, учреждения, предприятия или часть этого состава,
представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам.
Термин
"кадры" (с первичным значением "рамка" в немецком и
французском языках) пришел в управленческую терминологию из армейского
лексикона, где он означает группу профессиональных военных - рядовых,
командного состава и резерва. В англоязычных странах привычным
является использование в данном значении термина "персонал"
(personnel) и производных на основе этого корня. В настоящее время почти все
авторы, пишущие по вопросам управления кадрами, сетуют на недостаточную
стандартизованность терминов, позволяющую почти на разных основаниях
пользоваться целым рядом определений: "кадровое управление"
(personnel managment), "кадровая администрация" (personnel
administration), "кадровые и производственные отношения" (personnel
and industrial relations) и пр. Сегодня в практике существуют два основных
подхода к решению проблем персонала.
Первый акцентирует
внимание на том, что "управление человеческими ресурсами" охватывает
стратегические аспекты решения данной проблемы, включая и вопросы социального
развития, а "управление персоналом" в большей мере относится к
оперативной работе с кадрами.
Второй подход исходит из
того, что "управление человеческими ресурсами" ориентировано прежде
всего на вопросы государственного регулирования отношений в области труда и
занятости, а "управление персоналом" - на трудовые отношения на
уровне предприятия.
Терминологические
различия могут быть обусловлены также характером и направлениями деятельности.
Так, термин "персонал" чаще всего используют небольшие фирмы (где
занято менее 100 человек). Среди тех, кто используют термин "человеческие
ресурсы", преобладают крупные организации с численностью занятых более 2,5
тыс. человек.
Участники деятельности
предприятия и их интересы в реальности не могут быть определены с резким
разграничением: лицо может одновременно принадлежать к нескольким группам
(например, поставщик в качестве кредитора; сотрудник, корпорант в качестве
кредитора), поэтому оно преследует различные интересы. Кроме того,
разнообразные интересы часто не гомогенны в пределах одной группы. Однако чаще
всего существует общая заинтересованность в сохранении предприятия и получении
доходов, что постоянно облегчает равновесие интересов среди участвующих. Особое
место занимают менеджеры, которые могут быть как собственниками, так и наемными
работниками.
В менеджменте персонал
организации воспринимается в настоящее время как социально-экономическая
категория и как практический термин. Как категория персонал выражает стремление
или форму реализации демократических начал для формирования целостной социальной
организации. В этом смысле употребление понятия "персонал
предприятия" предполагает некоторое единство и социальную общность всех
работников конкретного предприятия, что подтверждается формальными актами
государственных правовых положений трудовых договоров, тарифных соглашений, а
также общими правилами и регламентами для всего персонала каждой
организации.
В наиболее общем виде
понятие "персонал предприятия" охватывает всю совокупность наемных
работников данного предприятия (организации), выполняющих совершенно
определенные задачи.
Персонал
организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как
юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких
отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические
лица-собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им
части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в
деятельности организации своим личным трудом.
Лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью, и лица, занятые на так называемых
семейных предприятиях, хотя и зарегистрированных в качестве юридического лица,
не включаются в состав персонала, работающего по найму, так как вознаграждение
за свой труд они получают из дохода, остающегося в их распоряжении после уплаты
налогов и других обязательных платежей.
|