ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1.
Социально-психологические характеристики личности как
субъекта управления персоналом
Термин личность
(от слова «лик», «лицо») впервые был предложен Н. М. Карамзиным. Под этим
термином понимается человек, способный к общению, интеллектуальному и нравственному
совершенствованию. В понимании С. Л. Рубинштейна личность — это основная
психологическая категория, определяемая через триединство: чего хочет человек,
что для него имеет привлекательность (так называемая направленность как
мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что
может человек (его способности, дарования) и, наконец, что есть он сам (какие
из тенденций, установок и способов поведения закрепились в его характере). В
этом триединстве непротиворечиво соединены и динамические характеристики
личности (направленность, мотивы), и его устойчивые качества (характер и
способности).
Личность
выступает как отдельный представитель человеческой общности, социальное
существо, вышедшее за рамки природной ограниченности, обладающее целостностью
психофизиологической организации и индивидуально-психологическими свойствами.
Личность
формируется в процессе общения и деятельности, выступает как субъект
межиндивидуального общения (субъект-объектных отношений, опосредованных предметной
деятельностью). В психологической литературе дается много определений
социально-психологического феномена личности.
Наиболее удачным нам представляется определение, данное А. В.
Петровским: личностью в психологии обозначается системное (социальное)
качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и
характеризующее меру представленности общественных отношений в индивидуме.
Благодаря своей индивидуальности человек обладает индивидуально-психологическими
свойствами и особенностями, которые придают личности неповторимую уникальность.
В психологии еще не выработано единой точки зрения на структуру
личности и составляющие ее элементы. В существенной степени это объясняется
различными теоретическими воззрениями тех или иных исследователей.
Так, А.
Г. Ковалев в структуре личности различает четыре блока. Первый блок включает с
себя психические процессы: ощущение, восприятие, представление,
воображение, память, речь, мышление, внимание. Второй блок представлен психологическими
свойствами: темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера
личности (чувства, эмоции, воля). Третий блок — психические состояния, а
четвертый - психологические образования (знания, умения, навыки).
Структура
личности по К. К. Платонову представлена четырьмя подструктурами: биологической
(темперамент, возрастные особенности, половые различия), психологической
(психические процессы, психологические особенности — характер,
способности, чувства, эмоции, воля), подструктурой социального опыта,
подструктурой направленности личности.
Позиция К.
К. Платонова во многом совпадает с позицией С. Л. Рубинштейна, который в
структуру личности включал три подструктуры: отношения и направленность как
основные тенденции личности (это то, что человек хочет — «хочу»), способности
как человеческие возможности и потенции (это то, что человек может —
«могу») и характер как доминирующие и устойчивые тенденции
использования, реализации и расширения возможностей (это то, что есть
человек).
Включение
темперамента в биологическую подструктуру личности у К. К. Платонова вполне
оправданно. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, основанным
на свойствах нервной системы, следовательно, наследственным. Темперамент
закреплен в человеке генетически и чрезвычайно мало меняется в процессе его
жизнедеятельности.
Усвоение и воспроизводство опыта личности осуществляется в процессе
общения и деятельности. Вне деятельности и вне общения говорить об усвоении
социального опыта не приходится. Под направленностью личности понимается
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека в
соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. Таким
образом, структура личности, по К. К. Платонову, представляет собой попытку
объединить биологический и социальный подходы к изучению личности. Эта попытка
в определенной степени ему удалась. Личность у К. К. Платонова выступает как
человек, взятый в системе его психологических характеристик
|