Глава 1. Критерии
профессионально-психологического отбора в системе МЧС: теоретический обзор
1.1.
Профессиограмма
спасателя поисково-спасательной службы
МЧС России
1. Общие сведения о профессии.
1.1. Наименование и назначение.
Спасатель (3 класса, 2 класса, 1 класса, международного
класса) поисково-спасательной
службы. Назначение
- поддержание
готовности к участию в спасательных операциях;
- ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Виды выполняемых работ зависят от специфики ЧС:
- поиск и
спасение людей в завалах, селевых потоках, снежных лавинах, катастрофических
затоплениях и наводнениях, катастрофах на транспорте, пожарах;
- оказание первой
медицинской помощи пострадавшим;
- спасение
животных, домашнего имущества и оборудования;
- ликвидация
аварий на радиационно, химически, гидродинамически, по-жаро, взрывоопасных объектах.
- десантирование ( в том числе грузов) в зону
чрезвычайных ситуаций.
1.2 Статус спасателя.
Спасатель- это специалист, служащий в подразделении или
формировании, входящем в
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняющих обязанности по проведению
аварийно-спасательных работ, имеющий соответствующую подготовку для этого и
квалификацию, подтвержденные в аттестационном порядке.
Деятельность специалистов и их права регламентированы
Федеральным Законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей" (от 22 августа 1995 года№ 151-ФЗ).
1.3 Специфический характер деятельности спасателя МЧС России
Специфический характер деятельности спасателя обусловлен высокой вероятностью влияния на специалистов ряда
неблагоприятных факторов высокой
интенсивности:
- психическое
напряжение в состоянии готовности;
- критические
температуры окружающей среды;
- вибрация;
- шумовой фон;
- световой фон;
- внезапные
световые и звуковые сигналы;
- работа в
средствах индивидуальной защиты;
- работа в
специальной одежде;
- повышенная
физическая нагрузка;
- неблагоприятное
воздействие режимов труда и отдыха;
- информационная
неопределенность;
- дефицит времени
на анализ ситуации и принятие решения;
- ответственность
за результаты деятельности, напряженность, возникающая в процессе
межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
- эмоциональная
насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
- опасность для
жизни.
1.4 Требования к общеобразовательной подготовке - не
ниже высшего
образования.
1.5 Требования к специальной подготовке.
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели
МЧС России в установленные сроки. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и
зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус спасателя, выдаются книжка и жетон спасателя.
Первоначальное обучение спасателей включает в себя
обязательное изучение
материалов учебных программ:
- Базовая
программа психологической подготовки спасателей на территории РФ;
- Программа
подготовки спасателей РФ по оказанию первой медицинской помощи пострадавших при чрезвычайных
ситуациях;
- Программа первоначальной противопожарной
подготовки аварийно-
спасательных формирований РФ.
Основной формой поддержания и повышения
профессионального уровня спасателей МЧС России является непрерывное обучение без
отрыва от производственной деятельности. Обучение осуществляется на основе
учебной программы "Базовая программа психологической подготовки спасателей на
территории РФ". Цели этой программы состоят в совершенствовании
профессиональных навыков и умений, поддержании, повышении физического и профессионального уровня спасателей.
1.6 Объем знаний и умений, необходимый для выполнения
обязанностей
на среднем уровне.
Знать:
- порядок действий
и правила техники безопасности при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах,
катастрофах на транспорте;
- порядок
применения спецоборудования, средств защиты при выполнении спасательных работ;
- порядок и
правила ведения радиосвязи;
- способ и порядок вызова дополнительной помощи (кинологов, враче
|