Глава
1. Лояльность наемного персонала как конкурентное преимущество современной
организации
1.1.
Понятие
и критерии лояльности персонала, ее место в системе конкурентных преимуществ
организации
На современном этапе развития
экономической системы одним из важнейших направлений является активизация
человеческого фактора. Изменение социально-экономических форм организации
общественного производства настоятельно требует адекватного изменения способов
управления главной производительной силой - трудовыми ресурсами, с целью
использования интеллектуального и трудового потенциала в нужном для общества,
предприятия и человека направлении.
Конкурентоспособность компании —
результат эффективной кадровой политики. В системе управления персоналом
предприятия в условиях изменений и актуализации человеческого потенциала в
управленческий оборот вошел термин «лояльность» персонала, который лежит на
стыке предметных областей социологии, психологии, менеджмента. Если ценности
сотрудника соответствуют ценностям и нормам компании, его лояльность и
стремление работать в этой компании будут носить устойчивый характер.
Увеличение интереса к понятию управления
лояльностью персонала на предприятиях в России возрастает благодаря
экономическому развитию страны и развивающихся предприятий, где количество
рабочих мест постоянно увеличивается. Тем не менее рынок рабочей силы
достаточно изменчив. По данным Российских исследований, проведенных в период с
2004 года по настоящее время около 75 % респондентов постоянно задумываются о
смене места работы. Необходимо отметить, что уход сотрудника из организации и
при высокой текучести кадров неизбежно появляются дополнительные
незапланированные расходы, снижающие экономическую эффективность деятельности
предприятия, что отражает актуальность данного.
Проблемы лояльности персонала в рамках
повышения конкурентоспособности предприятия рассматриваются в работах таких
авторов, как М. Армстронга, В. И. Дминяка, Ю. М. Вершило, Т.О. Соломандиной,
Дж. Кея, Дж. Куина, Н. Гангани, Г. Мак Лина, проблемы управления персоналом
предприятия в работах И.Ю. Баландина, Н.А. Горелова, М.В. Грачева, Г.Г.
Зайцева, B.C. Кабакова, А.Я. Кибанова, Е.И. Комарова, А.Д. Лебедева, М.И.
Скаржинского, А.И. Тяжова, Э.А. Уткина, С.И. Файбушевича, Г.В. Щекина и других.
Рассматривая подходы к лояльности
персонала предприятия ы целях повышения конкурентных позиций предприятия можно
выделить специфические черты данного феномена в содержательной связке
«предприятие – персонал».
С позиции сотрудников лояльность
персонала рассматривается через призму четырех основных факторов: опыт работы,
соответствие ценностей, поддержка организации, организационная справедливость.
В данном ключе мы можем говорить о рассмотрении понятия лояльность персонала со
стороны поведенческого подхода наблюдается тенденция определения данного
термина в рамках социально - ориентированного поведения. Основным моментом в
идентификации лояльности являются действия человека, совершаемые им в процессе
работы.
С позиции предприятия лояльность может
рассматриваться через следующие составляющие: отношение к предприятию и
поведение сотрудника, кадровая безопасность, экономическая эффективность персонала.
С точки зрения системы управления персоналом предприятия понятие лояльности
персонала рассматривают как степень внутренней готовности к защите его
интересов, выявлению нелояльных сотрудников. В качестве определяющих факторов
выступают личная заинтересованность
персонала и потенциал лояльности. При этом степень личной
заинтересованности связана с мотивацией человека к выполнению своей работы,
выполнение сотрудниками предприятия необходимых действий с максимальной
производительностью. Именно стремление персонала к максимальной
производительности способствует увеличению доходов и уменьшению расходов
предприятия за счёт генерирования новых идей и энтузиазма, что особенно важно
сейчас, во время динамичного экономического развития.
Таким образом, лояльность персонала повышения
конкурентоспособности предприятия может рассматриваться как многогранное
понятие, ключевыми элементами которого являются: степень готовности продолжить
работу на конкретном предприятии, эмоциональная к нему привязанность,
приверженность к его целям и ценностям, применение, дополнительных усилий в
интересах предприятия, с целью повышения эффективности и производительности
своего труда, добровольное соблюдение установленных норм, удовлетворённость
сотрудника своей работой, условиями труда и вознаграждением, удовлетворённость
коллективом, гордость за принадлежность к предприятию.
Тем не менее существует ряд проблем, с
которыми сталкиваются современные предприятия в области управления персоналом и
управление лояльностью сотрудников.
Обозначим наиболее актуальные
проблемы
Яхонтова, Е. С. Управление ценностями как элемент
управления человеческими ресурсами компании / Е. С. Яхонтова // Менеджмент в
России и за рубежом. - 2011. - № 4. –С. 16.
|