Понятие
«ответственность» представляет собой обязанность и готовность субъекта отвечать
за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от субъекта и
объекта, на который направлена ответственность она может быть юридической,
моральной, личной, социальной. Социальная ответственность это – сознательное
отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной
необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей,
понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных
групп и личностей, для социального прогресса общества.
Понимание
содержания социальной ответственности бизнеса зиждется на выделении четырех
уровней деловой ответственности компаний (модель А. Керолла) (рис. 1):
Рис. 1. Уровни деловой
ответственности компаний по А. Кероллу
Общепринятого
определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не
существует, что дает повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса»
каждому по-своему. В зарубежной и в отечественной литературе наряду с понятием
«социальная ответственность бизнеса» широко распространено также понятие
«корпоративная социальная ответственность» (КСО).
Под
социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и
меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые
программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Можно сказать, что социальная
ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех,
кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения
влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное,
и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что
просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная
ответственность бизнеса - это не правило, а этический принцип, который должен
быть задействован в процессе принятия решений.
Американский
историк Э. Лейтон относит зарождение концепции социальной ответственности
бизнеса к концу XIX - началу XX в. Первоначальное распространение она получила
в среде американских инженеров, видевших демонстрации «большого чувства
социальной ответственности» путь к повышению социального престижа своей
профессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связывать с
бизнесом. В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение
получила концепция «служения», согласно которой фирмы должны иметь и другие
цели, кроме «делания денег». Деятельность ради этих целей, не имеющих отношения
к прибыли, была объединена одним понятием – «служение».
Концепция
«служения» оказалось не долговечной (по причине как её недостаточной ясности и
проработанности, так и сложного экономического положения в конце 20-х годов) и
постепенно утратила свою популярность в деловых кругах. В последующих два десятилетия
на смену ей приходит концепция «социальной ответственности», сначала имевшая
преимущественно теоретический характер, а после второй мировой войны
распространившаяся и в деловых кругах. Основу современного подхода социальной
ответственности корпорации заложила опубликованная в 1953 году книга
американского экономиста Г. Бауэна «Социальная ответственность бизнесмена», где
автор сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность
бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и исследовать тем
направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей
общества.
В
80-е годы ХХ-го века экономисты Томас Дональдсон и Норманн Боуи ввели в
понятийный аппарат термин «социальное соглашение между бизнесом и обществом»,
они считали, что деятельности корпорации должно быть свойственно стремление к
увеличению прибыли, но при этом должны уважаться моральные устои общества и
соблюдаться права человека.
Социальная ответственность
бизнеса в его современном смысле
Абалкин Л. И.
Логика экономического роста. - М.: ИЭ РАН, 2006. – С.
143.
Аверин А.Н. Социальная политика и социальная
ответственность предприятия. Изд-во Альфа-Пресс, 2008. – С. 19.
Костин А.Е.
Корпоративная социальная ответственность: зачем это бизнесу и в чем роль
государства. – М.: НП «КСО-Русский Центр», 2010. – С. 18 – 27.
|