1.
Теоретические основы управления предприятием
гостиничного
бизнеса
1.1. Особенности развития
гостиничного бизнеса в России
Концепция международной гостиничной
цепи возникла в Северной Америке в конце 50-х гг. Если говорить коротко, то ее
базовый принцип – использование имиджа торговой марки для продвижения
гостиничного продукта на внутреннем и зарубежном рынках. Это предполагает качественно
новую ступень в развитии гостиничного предложения, возникающую, как и любое
качественное изменение, на базе существенного количественного роста. Когда
гостиницы из дела всей жизни отдельного владельца превратились в разновидность
активов и объект коммерческой недвижимости, возникла потребность в
профессиональном управлении их объединениями, а не только отдельным средством
размещения.
Рост объемов гостиничного
строительства привел к концентрации отелей, находящихся в собственности
отдельных лиц или компаний. Для успешного управления этими объектами владелец
сначала сам подбирал персонал, определял ценовую политику и стратегию продаж.
Затем по мере развития бизнеса, основной задачей управления становится
стандартизация процессов, позволяющая тиражировать найденные эффективные
решения. В итоге процессы управления и владения гостиницами стали расходиться:
те, у кого этот бизнес пошел успешно, стали наращивать его объемы, в том числе
и за счет менее удачливых коллег, создавая первые гостиничные сети или цепи.
Основные признаки гостиничной цепи:
1.
формальные элементы, обеспечивающие узнаваемость
объектов, включенных в цепь, их визуальное единство. Обычно это достигается
общим логотипом, цветовой гаммой, элементами декора, названием, что в
совокупности и является внешней сущностью торговой марки, делает ее узнаваемой.
2.
общность структурных элементов, из которых состоят
объединяемые отели, а также одинаковый уровень предлагаемого комфорта и
обслуживания;
3.
единая стратегия функционирования, предполагающая
стандартизацию основных процедур обслуживания, маркетинга и продаж, за счет
чего достигается одинаковый качественный уровень работы всех объектов цепи.
Этот и предыдущий признаки являются внутренней сущностью торговой марки и
закрепляют в потребительском сознании представление о престижности бренда;
4.
наличие специфической структурной надстройки над
базисным элементом, состоящим из отдельных гостиниц, или управляющей компании,
которая осуществляет общее стратегическое руководство, контролирует соблюдение
стандартов и т.д. Она представляет отдельное юридическое лицо, связанное с
управляемыми ею объектами специально заключаемыми договорами.
В настоящее время даже специалисты с
трудом могут объяснить разницу между различными формами, связывающими
владельцев гостиниц с разнообразными внешними структурами, созданными для
повышения эффективности бизнеса. Многие не понимают, чем отличается независимая
управляющая компания от структуры, руководящей гостиничной цепью,
франчайзинговая система от добровольной гостиничной ассоциации и сети систем
информации и бронирования. Возникает эта путаница из-за того, что цель всех
объединений – повысить эффективность эксплуатации гостиниц, но приемы,
позволяющие добиться этого в условиях насыщенных рынков, сводятся к набору
стандартных действий. Не затрагивая пока сути вопроса, попробуем обозначить
круг действующих лиц, показав их основные различия.
Независимая управляющая компания
обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом различных отелей, связанных
(или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. Владелец
гостиницы платит как управляющей компании, так и отдельно – франчайзинговой за
использование ее торговой марки. На московском гостиничном рынке примером таких
отношений могут стать отели цепи Marriott, управляемые компанией Interstar.
Компания, управляющая гостиничной цепью, в
основном, имеет дело только с собственностью, объединенной единой торговой
маркой, как, например Ritz-Carlton. В этом случае владелец платит ей за
управление
Андреева Е.Л.
Организованные предпосылки конкурентоспособности предприятий // Проблемы
прогнозирования. - 2011. - № 4. - С. 123-130.
|