1. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
1.1 Сущность и содержание профессионального
обучения
Уникальное профессиональное ядро
кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой
компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI
веке эта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит
требования ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом в процессе своей эволюции прошло несколько стадий
развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого
развития представлены в приложение 1. Существует
четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди,
работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор),
школа человеческих отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория
случайности (Дж.Вудворд) [17, с.41].
Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в
практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных
подходов и концепций. На рисунке 1.1. приводится обзор различных концепций
управления персоналом. Некоторые
ученые называют такие школы, как: школа
научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать
эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления
персоналом.
Рис. 1.1. Обзор
концепций управления персоналом
Все больше
руководителей российских компаний задумываются над целесообразностью повышения
профессионального уровня своих сотрудников, т.к. в сложившейся ситуации
усиления конкурентной борьбы развитие персонала является важнейшим условием
эффективного управления кадрами в частности и развития организации в целом.
Несоответствие квалификации персонала потребностям организации чревато низкими
показателями ее деятельности. Кроме того, помимо непосредственного влияния на
финансовые результаты организации, профессиональное развитие способствует
созданию благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает
существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Одним из инструментов профессионального развития сотрудников является развитие
персонала в рамках кадрового менеджмента.
Главными принципами кадрового менеджмента являются:
|