Глава 1.
Теоретические основы влияния внешней и внутренней средына формирование инновационного
потенциала предприятия
1.1.
Понятие и сущность внешней и внутренней среды,
оказывающей влияние на формирование инноваций
Инновация
- это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и
использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы
предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в
производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате
проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно
отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое
нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного
знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для
удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два
подхода к научно-техническому нововведению.
Первый
подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация
определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это
направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к
производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная
цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму
подходу, процесс
научно-технического нововведения рассматривается
как передача научного или технического знания непосредственно в сферу
удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя
технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии
и удовлетворяемой потребности.
Таким
образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для
удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда
рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как
научно-технического, так и экономического, социального и структурного
характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении
новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать
экономический, социальный, технический или экологический
эффект.Инновационные процессы рассматриваются как
процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую
деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на
удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является
наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить
максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который
нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок,
взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.
При оценке уровня
развития предприятия предлагается руководствоваться в большей степени
производственными, инновационными и финансовыми показателями (см. рис.1.1),
именно они характеризуют реальную способность хозяйствующего субъекта к
постоянному развитию.
|
Развитие предприятия
|
|
|
|
|
Производственная
деятельность
|
|
Инновационная деятельность
|
|
Финансовая деятельность
|
|
|
|
|
|
Показатели, характеризующие производственную
деятельность
|
|
Показатели,
характеризующие инновационную деятельность
|
|
Показатели,
характеризующие финансовую деятельность
|
|
|
Уровень физического износа
|
|
Доля инновационной
продукции в общем объеме произведенной продукции
|
|
Прибыль организации
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент поступления основных фондов
|
|
Доля расходов на
проведение инновационных мероприятий в общих расходах предприятия
|
|
Общая степень
платежеспособности
|
|
Коэффициент покрытия
текущей задолженности
|
Коэффициент обновления основных фондов
|
|
Эффективность проведения
инноваций
|
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности
|
Коэффициент выбытия основных фондов
|
|
Коэффициент инновационной
активности работников
|
|
Коэффициент автономии
|
Рис. 1.1. Основные
показатели,
характеризующие развитие предприятия
Предложенный системный
метод позволяет оценивать не сложившиеся
результаты, а
закономерности их возникновения. При
этом не следует забывать, что при системной оценке инновационного
развития хозяйствующего субъекта имеет значение не только расчет показателей,
но и выявление основных факторов, воздействующих на него.
С точки зрения отношения
к экономической среде в работе определены: факторы внутренней и внешней среды
(см. рис.1.2).
Рис. 1.2. Факторы внутренней и
внешней среды,
оказывающие влияние на инновационное развитие предприятия
|