1. Основные характеристики психологии управления персоналом
1.1. Система управления персоналом. Структура персонала
В социальном управлении в
отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены
организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно,
либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, таким
образом, ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Система управленческих
отношений опирается на два социально-психологических управления:
1) Собственно управление;
2) Подчинение
(восприимчивость и подверженность к целенаправленному воздействию субъекта
управления).
В зависимости от
типологических черт разными людьми неодинаково переживается само чувство
подчинения:
1) Строптивое подчинение:
работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение.
Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения.
2) Равнодушное
подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, т.к. это освобождает
его от принятия ответственных решений.
3) Инициативное
подчинение: человек осознает необходимость подчинения; чувство долга у него
переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе – критическая оценка
руководства и признание его авторитета.
Субъект и объект
управления в совокупности взаимосвязей составляют систему управления, которая
характеризуется информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения
решений.
Основные психологические
особенности в управленческой деятельности:
– больше разнообразие
видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
– неалгоритмический,
творческий характер деятельности, которая осуществляется при недостатке
информации и в условиях часто меняющейся нередко противоречивой обстановки;
– ярко выраженная
прогностическая природа решаемых управленческих задач;
– значительная роль
коммуникативной функции;
– высокая психическая
напряженность, которая называется большой ответственность за принимаемые
решения.
Главной целью
управленческой деятельности является обеспечение целенаправленной и скоординированной
деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Продуктами являются управленческие решения и практические действия, которые
необходимы для функционирования организации в требуемом режиме.
Развитие науки управления
можно разделить на три этапа:
1) Возникновение и
развитие классической теории научного менеджмента. Классический метод
основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное отражение
сути этого этапа в концепции «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной
бюрократии» М.Вебера и А.Файоль наука администрирования.
2) Рационализм управления
далеко не единственный и далеко не лучший путь в повышении эффективности
деятельности организации. Поэтому в 30-40 гг возникла и развивалась «доктрина
человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого
фактора.
3) Подходы на основе
современной теории управления:
– системный. Его
сторонники считали недостатком всех предшествующих теорий сосредоточение
внимания только на отдельных элементах управления.
– ситуационный. Теория систем выявляет какие элементы входят в
организацию, образуя систему, но она сам
|