1 Теоретические основы деловой оценки
персонала в организации
1.1 Оценка персонала: понятие, сущность,
функции
Деловая оценка персонала —
это целенаправленный процесс установления соответствия качественных
характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям
должности или рабочего места [10, c. 42].
На основании степени указанного соответствия решаются следующие
основные задачи:
·
выбор места в организационной структуре и
установление функциональной роли оцениваемого работника;
·
разработка программы его развития;
·
определение степени соответствия заданным
критериям оплаты труда и установление ее величины;
·
определение способов внешней мотивации
работника.
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении
некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по
профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение
потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой
оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная
объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки
предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка
усреднения, ошибка пристрастия и т.д. Очевидно, что устранить полностью ошибки
деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной
степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко
проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.
Этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных
мероприятий:
·
разработка методики деловой оценки (если это
целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным
условиям организации;
·
формирование оценочной комиссии с привлечением
непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов
вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов
службы управления персоналом организации или специализированных оценочных
центров;
·
определение времени и мест проведения деловой оценки;
·
установление процедуры подведения итогов
оценивания;
·
проработка вопросов документационного и
информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта
документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и
определение каналов и форм передачи информации);
·
консультирование оценщиков со стороны
разработчика методики или специалиста, владеющего ею [9, c. 41].
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует
уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших
отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой
оценки:
1) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной
оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
2) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
3) подготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными
сотрудниками;
4) проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
5) формирование руководителем экспертного заключения по результатам
деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;
6) принятие решений экспертной комиссией по существу предложений,
содержащихся в экспертных заключениях.
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный
руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы,
необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с
сотрудником. При формировании текущей периодической оценки обобщаются мнения:
а) коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с
оцениваемыми сотрудниками;
б) подчиненных;
г) специалистов в области деловой оценки;
д) а также результаты самооценки работника.
В ряде
случаев в состав комиссии включаю
|