Глава 1. Теоретические основы менеджмента
предприятия и его
влияния на финансово-экономические показатели
деятельности
1.1.
Сущность и роль менеджмента предприятия
Основными составляющими
любой организации являются: люди,
входящие в данную организацию; задачи, для
решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение
потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Организации зарождаются,
развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое
существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие –
исчезают. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится
организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует
этому этапу. Жизненный цикл организации
– определенная последовательность предсказуемых изменений состояния
в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что
существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы
от одного этапа к другому являются
предопределенными, а не случайными (рис.1.1).
Рис.1.1.
Основные этапы жизненного цикла организации
Многочисленные
исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную
стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются
неспособными выполнять свои задачи.
Процесс управления
представляет собой последовательность действий работников аппарата управления,
направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он
носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается
с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и
заканчивается только с их исчезновением.
Процесс менеджмента можно
рассматривать с двух точек зрения:
1) с
содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность
деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с
информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации,
происходящие в системе управления.
С содержательной точки
зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование,
планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и
контроль, анализ.
С информационной точки
зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих
этапов:
1) сбор первичной
(начальной) информации;
2) ее регистрация,
передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и
математическая обработка первичной информации, в результате чего получается
синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление
синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления считает, что предоставленной информации
достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к
пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной
информации, ее регистрация
Блудов
С. Свободные средства: сохранить и преумножить // Консультант. – 2012. - № 3. –
С. 15-19.
|