1.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Роль и место системы управления персоналом в организации
Уникальное профессиональное ядро
кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой
компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI веке эта максима, по оценке зарубежных аналитиков,
обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку
приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной
среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие
персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко
всей работе по управлению персоналом в организации.
Интенсивные изменения в сфере
человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном,
демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном
измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и
специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от
сложившихся профессиональных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и
управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям:
стратега, предпринимателя и маркетолога.
В сфере человеческих ресурсов корпорации эти
изменения:
-
от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу — к
широким профессиональным и должностным профилям;
-
от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору
траектории профессионального развития;
-
от ответственности менеджеров за развитие персонала — к ответственности самих
работников за собственное развитие;
-
от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники, — к созданию
возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
-
от уклонения от обратной связи с подчиненными — к ее активному поиску;
-
от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора
специалистов — к открытому обсуждению уровня компетентности работников,
имеющихся вакансий и путей их заполнения.
С одной стороны, эти сдвиги,
затрагивая в первую очередь стратегию корпорации, превращают кадровые стратегии
в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулированных
стратегических целей корпорации и основных путей их достижения работа по
управлению и развитию персонала теряет свой смысл. И если стратегия корпорации
не «артикулирована», менеджер по персоналу должен по крупицам собирать
информацию о ее важнейших компонентах: ключевые факторы внешней и внутренней
среды, стратегические направления, ожидаемые финансовые результаты,
стратегические угрозы и риски, стратегии поведения на рынке услуг и сбыта
продукции, стратегии развития производства.
В соответствии с преобладанием
различных типов работников различаются и виды управления ими. Необходимо
выделить следующие различия между управлением персоналом и управлением
человеческими ресурсами:
Управление человеческими ресурсами
переориентировано с нужд работников потребности самой организации, а приоритеты
менеджмента в этой области определяются в первую очередь результативностью и
эффективностью использования человеческого капитала в целях организации. Управление
ресурсами имеет стратегическую направленность, что делает кадровую политику
активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для
традиционных моделей управления персоналом. Концепция управления человеческими
ресурсами предполагает сильную и адаптационную корпоративную культуру,
тимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и
работодателя, стремление всех работников предприятия сделать его «лучшей компанией».
________________________________________________________________
Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 199 с.
В.А.Абчук, С.Ю.Трапицын, В.В.Тимченко. Менеджмент.-СПб,Книжный дом.2011,
с.300-331
Элементами стратегии управления персоналом
являются:
- анализ
внешней и внутренней среды предприятия;
-
формулирование целей деятельности организации;
-
формулирование специфических целей деятельности по управлению персоналом;
- разработка
стратегических вариантов развития управления персоналом;
- формирование
отношений высших управленческих кадров;
- создание
соответствующей организационной структуры служб управления персоналом;
- выработка
критериев эффективности системы управления персоналом;
- определение
ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные,
возрастные, социальные.).
Каждая организация должна создавать особые
методы, процедуры, программы управления процессами, связанными с человеческими
ресурсами, и обеспечивать их постоянное совершенствование. В единстве эти
методы, процедуры, программы представляют собой систему управления персоналом,
которая характеризуется следующими параметрами:
• соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень
образования, квалификация, понимание миссии, отношение к работе);
• эффективность системы работы с персоналом — соотношение затрат
и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов
работы с персоналом;
• избыточность или недостаточность персонала, расчет
потребности, планирование количества;
•сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и
социально-психологических характеристик;
• структура интересов
и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на
отношение к труду и его результаты;
• ритмичность и напряженность деятельности, определяющие
психологическое состояние и качество работы;
• интеллектуальный и творческий потенциал персонала
управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы
его развития.
Часть схемы управления персоналом, ориентированная на бизнес в
организации, приведена
|