1. Теоретические основы исследования системы управления современной
организацией
1.1. Экономическая сущность совершенствования системы управления
предприятием
Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид,
устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей[13, С.56]. Основными
составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует,
мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих
перед ней задач.
Миссия
организации – выражение
ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия,
принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна
зависеть от текущего состояния организации[13, С.57]. Миссия формируется высшим
руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение
в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании
определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и
управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и
возможности.
Конечные состояния, к
которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных
характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.
Существует два типа: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей
характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в
вопросах достижения. Если возникает необходимость, между долгосрочными и
краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые
называются среднесрочными. Организации зарождаются, развиваются, добиваются
успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие
адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то
организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и
оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий
работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е.
процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между
субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением [21,
С.42].
Процесс менеджмента можно
рассматривать с двух точек зрения:
1) с
содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность
деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с
информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации,
происходящие в системе управления.
С содержательной точки
зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование,
планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и
контроль, анализ.
С информационной точки
зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих
этапов:
1) сбор первичной
(начальной) информации;
2) ее регистрация,
передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и
математическая обработка первичной информации, в результате чего получается
синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление
синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления считает, что предоставленной информации
достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к
пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной
|