ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие управленческой деятельности действующей организации
Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид,
устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими
любой организации являются: люди,
входящие в данную организацию; задачи, для
решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение
потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Миссия
организации – выражение
ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус
предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и
не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим
руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение
в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании
определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и
управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.
Конечные состояния, к
которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных
характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.
Существует два типа:
долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо
большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах
достижения. Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:
1) с
содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность
деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с
информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации,
происходящие в системе управления.
С содержательной точки
зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование,
планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и
контроль, анализ.
С информационной точки
зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих
этапов:
1) сбор первичной
(начальной) информации;
2) ее регистрация,
передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и
математическая обработка первичной информации, в результате чего получается
синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление
синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект
управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия
управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном
случае происходят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация,
обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической
информации;
6) принятие
субъектом управленческого решения;
7) документальное
оформление решения;
8) архивизация
документов;
9) доведение решения
до исполнителей.
В целом область
деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные
функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
– общее управление
(установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций,
планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль,
ответственность);
– управление
структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы,
связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация,
реконструкция, ликвидация);
– конкретные области
управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
В табл. 1 представлено
содержание основных этапов принятия и реализации решения.
Таблица 1
Содержание
основных этапов принятия и реализации решения
Фаза
|
Содержание фазы
|
1.
Сбор информации о возможных проблемах
|
1.1.
Наблюдение за внутренней средой фирмы
1.2. Наблюдение за внешней средой
|
2.
Выявление и определение причин возникновения проблемы
|
2.1.
Описание проблемной ситуации
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3. Формулировка проблемы
2.4. Оценка ее важности
2.5. Выявление причин возникновения проблемы
|
3.
Формулирование целей решения проблемы
|
3.1.
Определение целей фирмы
3.2. Формулировка целей решения проблемы
|
4.
Обоснование стратегии решения проблемы
|
4.1.
Детальное описание объекта
4.2. Определение области изменения переменных факторов
4.3. Определение требований к решению
4.4. Определение критериев эффективности решения
4.5. Определение ограничений
|
5.
Разработка вариантов решения
|
5.1.
Расчленение задачи на подзадачи
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3. Построение моделей и проведение расчетов
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
|
|
5.5.
Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи
|
6.
Выбор лучшего варианта
|
6.1.
Анализ эффективности вариантов решения
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров
|
7.
Корректировка и согласование решения
|
7.1.
Проработка решения с исполнителями
7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
7.3. Утверждение решения
|
8.
Реализация решения
|
8.1.
Подготовка рабочего плана реализации
8.2. Его реализация
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения
|
Влияние
социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно
представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по
отношению к которому решения, принимаемые государством, являются
макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия.
По Р. Акоффу общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом
являются три уровня целей:
- задачи — результаты, которые предполагается получить в
пределах планового периода;
Ионов
М. Управление персоналом: состояние и перспективы. // Экономист. – 2011 . - №
10. – С.45-49.
Грачев
М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 2011. – 421 с.
Ионов
М. Управление персоналом: состояние и перспективы. // Экономист. – 2011 . - №
10. – С.45-49.
|