Глава 1. Роль системы обеспечения кадровой безопасности в системе
государственной службы
1.1.Эволюция методологических подходов управления кадрами
Уникальное
профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное
преимущество любой организации в системе государственной службы. В ХХI
веке эта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит
требования ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом
и управление человеческими ресурсами в процессе своей эволюции прошло несколько
стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом
этапы этого развития представлены в приложение 1. Существует четыре основных
школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и
как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих
отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория случайности
(Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с научной точки
зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется
наличием самых разнообразных подходов и концепций. На рисунке 1. приводится
обзор различных концепций управления персоналом. Некоторые ученые называют такие школы,
как: школа
научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать
эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления
персоналом.
Рис. 1. Обзор концепций
управления персоналом
Основателем школы научного управления считают американского
инженера (1856–1915гг.). Он стоял у истоков создания современного менеджмента.
Но в отличие от многих специалистов, разрабатывающих управленческие теории,
Тейлор был не ученым-исследователем, а практиком: сначала рабочим, затем
менеджером, а впоследствии главным инженером в сталелитейной Администрации. Учитывая важность применения на практике
методов научной организации труда (НОТ), Ф.Тейлор сформулировал на основе этих
методов новые обязанности администрации.
Основным недостатком системы Ф.Тейлора представляется то, что она в своем
первоначальном виде была рассчитана на дисциплинированных рабочих. Тем не
менее, на современном этапе развития науки и практики управления персоналом
принципы научного управления по-прежнему являются прогрессивными и актуальными.
Для работ наиболее известного ученика Ф.Тейлора Г.Ганнта
(1861–1919гг.) характерно утверждение о том, что рабочему человеку должна быть
предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник
существования, но и состояние удовлетворенности. В 1901году Г.Ганнт разработал
первую систему оплаты качественного досрочного выполнения производственных
заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла
более чем в два раза. Г.Ганнт считал, что "проблема человеческого фактора
является одной из важнейших проблем менеджмента”[15, с. 55]. Ганнт является
первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования
деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков.
Одним из последователей Тейлора является и известный
американский ученый Гаррингтон Эмерсон (1853–1931гг.). Он разработал штабной
принцип управления, при этом уделил большое внимание персоналу, отмечая
необходимость управления им. Эмерсон один из первых заявил о необходимости
должности "менеджер по персоналу”.
Становление классической (административной) школы связано с именем
француза Анри Файоля (1841–1925гг.). Целью классической школы было создание
универсальных принципов управления, следование которым ведет организацию к
успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной
структуры организации и построение на ее основе рациональной системы управления
персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель. Интересным
представляется формулировка 14-ти
принципов, при соблюдении которых возможно эффективное управление
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: -
М.: Высш. школа, 2008. – с. 45.
|