Итак, в ходе проведенного исследования предложенная гипотеза получила подтверждение – существуют общие и особенные проблемы социального самочувствия молодежи в разрезе разных поколений.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы.
Во-первых, интерпретация социального самочувствия социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму социального самочувствия рассматривается все его содержание или как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением. Социологический подход позволяет исследовать данный феномен в зависимости от предметной направленности или от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей.
Во-вторых, в результате анализа социологического исследования было выявлено, что молодежь Владимирской, Новгородской областей и республики Башкортостан не является однородной социальной общностью. Половозрастным группам молодежи свойственны некоторые различия в уровне социального самочувствия, обусловленные спецификой условий их жизнедеятельности и характером выполняемых социальных функций. Более низким уровнем социального самочувствия обладают старшие возрастные категории молодежи: 20-24 года и, особенно 25-29 лет, поскольку именно на этот период жизни молодых людей приходится получение образования, приобретение экономической самостоятельности, профессиональное самоопределение и создание семьи. Данной категорией респондентов было дано большее количество негативных оценок экономической и политической ситуации в России.
1. Барская О.П. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1989
2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991
3. Власть и общество в новой России // Молодежь России и ценности гражданского общества. – М., 2002.
4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997
5. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт опреде-ления и проблемы исследования. М., 1987
6. Дубин Б.В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 5
7. Дубченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социол. исслед. 1995. № 6, с. 15 – 21.
8. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1959
9. Левыкин И.Т. Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни // Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни. М., 1988
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
11. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971
12. Проект "Молодежь России и гражданское общество" // Исследование фонда Горбачева / http://www.gorby.ru/
13. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социол. исслед. 1996. М» 6.
14. Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального социологического мониторинга). Тула, 1995
15. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1970 и др.
16. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996
|