1. Современные
требования к управлению персоналом организаций
1.1. Роль и место системы
управления персоналом в организации
Уникальное профессиональное
ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой
организации, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI
веке эта утверждение по оценке
зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного
предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко
хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный,
ориентированный на постоянное развитие персонал.
Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей работе
по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом в процессе своей эволюции прошло несколько стадий
развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого
развития представлены в приложение 1. Существует четыре основных школы,
описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как
управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих
отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория случайности
(Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с научной точки
зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется
наличием самых разнообразных подходов и концепций. На рисунке 1. приводится
обзор различных концепций управления персоналом.
Некоторые ученые называют такие
школы, как: школа
научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать
эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления
персоналом.
Рисунок 1 -
Обзор концепций управления персоналом
Учитывая важность применения на
практике методов научной организации труда (НОТ), Ф.Тейлор сформулировал на
основе этих методов новые обязанности
администрации[2].
Становление классической (административной) школы связано с именем француза
Анри Файоля (1841–1925гг.). Целью классической школы было создание
универсальных принципов управления, следование которым ведет организацию к
успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной
структуры организации и построение на ее основе рациональной системы управления
персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель[3].
Формальная бюрократическая модель
управления, предложенная классической школой, хотя сама по себе, как теория,
является целесообразной и эффективной, оказалась в итоге оторванной от реальных
проблем управления, связанных, прежде всего, с проблемой человеческого фактора.
Основным
недостатком административного подхода является то, что статус работника и его
вознаграждение зависят не от результатов труда, а от положения, которое он
занимает на иерархической лестнице организации.
В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение
"неоклассическая” школа, возникшая в противовес классической. Ее назвали школой человеческих
отношений, поскольку
она стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе
теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями
классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и
предпринимателями[4]. К
концу 50-х годов школа человеческих отношений привела к возникновению бихевиористского
направления, главным
постулатом которого является не налаживание межличностных отношений и улучшение
психологического климата в коллективе, а повышение
эффективности отдельного работника и организации в целом на основе
поведенческих наук. Яркими представителями данной теории
считаются: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу[5].
Во второй половине XX века в менеджменте а, следовательно, и в
управлении персоналом сложились и получили большое распространение такие
подходы, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и
ситуационный (80-е годы). При рассмотрении последних трех направлений в
развитии теории управления можно заметить, что они являются не теориями, а
скорее комбинациями теории и практики
[2]
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - М.: Высш. школа, 2007. – с. 45.
[3] Травин В.В., Дятлов В.А. Основы
кадрового менеджмента.- М.: Дело, 2006. – 276 с.
[4] Турчинов А. Профессионализация и
кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: МПСТ Флинта,
2006. – с.49.
[5] Шекшня С.В. Управление персоналом
современной организации. Учебно-практичесоке пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала
«Управление персоналом»): – М.: ООО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С.
67.
|