Глава 1. Теоретические
основы повышения квалификации персонала
1.1.
Концептуальные
подходы к организации повышения квалификации персонала на предприятиях
Методы, традиционно используемые для развития управленческих навыков,
делятся на три категории.
- Приобретение знаний.
Как и при профессиональном обучении, это представляет наименьшие трудности.
Изучение специфики предприятия осуществляется путем стажировок, наставничества
или самообразования; посещение внешних курсов дает возможность осваивать специальные
управленческие методики и изучать общую среду бизнеса.
- Умение планировать,
способности к творческой и аналитической работе. Эта категория
представляет наибольшие трудности. Приобретение знаний до некоторой степени
помогает менеджерам совершенствовать эти навыки, поскольку знания позволяют
менеджерам выделить факторы, которые следует учитывать, знакомит с используемыми
технологиями, Однако способности к аналитической и творческой деятельности
можно развить только практикой, как в реальной рабочей среде, так и в условиях
моделированных рабочих ситуаций.
В первом случае менеджер ощущает полную ответственность, принимает
настоящие решения, осознания, что их последствия также лежат на его
ответственности, хотя в этом случае велика опасность того, что неверные
решения, принятые неопытным или неумным руководителем, могут нанести
непоправимый ущерб предприятию.
Во втором случае (в случае моделирования) менеджер может проявить
большую предприимчивость, но при этом притупляется его чувство ответственности
за принятые решения; в реальной обстановке его поведение может кардинально
отличаться от поведения в смоделированной ситуации. Последняя, как бы точно
она ни воспроизводила бы реальность, никогда не сможет отразить, например, особенности
характеров работников и моральный климат в организации, которые не менее важны
для процесса принятия управленческих решений, нежели факторы внешней среды. К
числу методов, используемых для развития этих способностей можно отнести:
-изучение ситуационных примеров и ролевые игры;
-упражнения по баскет-методу;
-деловые игры, в которых принимают участие две и более команд; например,
на основе предоставленной информации осуществить маркетинг воображаемого
продукта. Последствия принятых в ходе игры решений оцениваются (как правило,
при помощи компьютерной программы) и доводятся до сведения играющих. Команда,
которой удалось обеспечить максимальную прибыль, объявляется победителем.
К числу методов, используемых в реальной рабочей среде, относятся
следующие:
-Проекты, т.е.
специальные предписания, выдаваемые менеджерам, которые должны вникнуть в
проблему предприятия, представить свои рекомендации и иногда даже осуществить
их на практике.
-Советы молодых специалистов —
совет директоров компании делегирует группе молодых менеджеров полномочия принимать
решения по ряду второстепенных вопросов.
-Обучение в процессе работы,
когда менеджер приступает к выполнению незнакомой ему работы и в процессе ее
выполнения осваивает новый набор управленческих навыков. При этом менеджер
должен анализировать проблемы, связанные с новой работой, формулировать
решения, проводить их в жизнь (естественно, под руководством опытного старшего
руководителя) и осуществлять мониторинг их последствий.
Данная
проблема на сегодняшний день очень
|