1 Сущность и теоретические основы
управления муниципальным образованием
1.1 Понятие муниципального образования,
научные основы управления муниципальным образованием
Роль органов местного самоуправления в развитии экономики, политики
и социальной политики заключается в обеспечении самостоятельного решения
вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая
категория дел, отделенная от государственных функций. Таким образом,
отечественная модель местного самоуправления построена на основе отграничения
сфер ведения государства и местного самоуправления как отдельных видов
публичной власти, причем отграничения не инструментального, а сущностного
(предметного).
Законодательство не закрепляет прямо каких-либо основополагающих
начал реализации функций местного самоуправления, которые определяют их роль в
развитии территории, однако их можно логически вывести из иных общих
нормативных положений:
- недопустимость перераспределения предметов ведения в результате
передачи части полномочий;
- недопустимость передачи полномочий законодательного органа
(например, в случаях, когда регулирование (решение) того или иного вопроса
Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами субъекта РФ отнесено
непосредственно к компетенции законодательного органа власти);
- передача преимущественно исполнительно-распорядительных
полномочий; передача нормотворческих функций допустима лишь в объеме,
необходимом для определения отдельных аспектов порядка (механизма) реализации
данных полномочий, в целом же осуществление полномочий должно
регламентироваться нормативными правовыми актами того уровня власти, который
передает полномочия органам местного самоуправления (вопросы
материально-правового характера – основания и условия совершения действий в
рамках осуществления полномочий, в значительной мере вопросы процессуального
характера также);
- законность, или непротиворечие передачи полномочий
законодательству – Конституции РФ и федеральным законам (по полномочиям РФ и
субъектов РФ), уставу и законам субъекта РФ (по полномочиям субъекта РФ). Это
правило вытекает из установленной иерархии актов по юридической силе,
закрепленных, в частности, в статьях 15, 76 Конституции РФ, статье 3
Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации». Данное правило прямо закреплено применительно к
наделению органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами
субъектов РФ (абзац 2 части 2 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Учитывая, что по
собственным полномочиям РФ и субъектов РФ, как указывалось выше, действует общее
правило, разрешающее такую передачу, критерий непротиворечия подразумевает
отсутствие специальных запретов на передачу тех или иных полномочий (а не
наличие специальных разрешений на это): полномочия могут передаваться, если это
прямо не запрещено законом.
С 2006 года органам местного самоуправления могут передаваться 42 из
63, т.е. более 2/3 (до этого – 24 из 55, т.е. менее 1/2), собственных
полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения. Как видно, происходит
расширение допустимых к передаче на местный уровень полномочий субъектов РФ за
счет того, что сокращается перечень полномочий, запрещенных к передаче (с 31 до
21). Это обусловливает повышение роли местного самоуправления в обеспечении
уровня социально-экономического развития территории.
Материально-отраслевая
структура местного самоуправления говорит о том, что местное самоуправление и
его организационно-правовое содержание в современном виде и состоянии является
не только логическим продолжением государственного управлением делами общества на
местах. Местное самоуправление детерминирует, адаптирует государственное
управление применительно к местным особенностям, с учетом исторических и иных
местных традиций и интересов. И именно в местном самоуправлении государственное
управление окончательно реализуется, получает оформленное выражение в
муниципальных правовых актах, достигает своих целей и решает поставленные перед
ним задачи. Государственное управление и местное самоуправление, при
организационной самостоятельности последнего (ст. 12 Конституции РФ), в
правовом выражении являются самостоятельными элементами единого механизма
|