1 Теоретические основы управления
конфликтами в государственном муниципальном управлении
1.1 Понятие конфликта, особенности
формирования и протекания конфликта в организациях
Конфликт — одна из наиболее
распространенных форм организационного взаимодействия, да и всех других
взаимоотношений людей. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около
15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование
конфликтов и управление ими руководители — в некоторых организациях до половины
рабочего времени.
Различают два основных подхода к
конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение
интересов, противоречие, борьба и противодействие. С позиции второго подхода
конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия. Представители
первого подхода рекомендуют гасить конфликты, представители второго — считают,
что блокада конфликта хуже самого конфликта, который обладает рядом неоценимых
преимуществ с точки зрения развития организации.
Рассмотрим перечень причин
возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления
персоналом Р.Л. Кричевским.
Условно он может быть представлен в
виде трех основных групп:
- во-первых, причины, порожденные трудовым
процессом;
- во-вторых, причины, вызванные психологическими
особенностями человеческих взаимоотношений;
- в-третьих, причины, коренящиеся в личном своеобразии
членов коллектива.
Встречаются также причины конфликта,
обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя
игнорировать[1].
В конфликтных ситуациях люди ведут
себя по-разному. Американский социальный психолог Кеннет Томас выделил и описал
основные типы поведения людей в конфликтах: избегание, приспособление,
конкуренция, компромисс и сотрудничество. Большинство людей достаточно гибко
используют различные поведенческие стили в зависимости от ситуации, даже не
имея специальной подготовки. Однако знание особенностей основных типов
поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений важно для профилактики
конфликтов и эффективного управления людьми в целом.
Избегание — стиль поведения в конфликте, при котором человек
игнорирует (фактически отрицает) само наличие конфликта, считает, что
разногласий нет, и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений
другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, человек
стремится выйти из ситуации. Причин, по которым предпочтение отдается именно
такому стилю, может быть несколько. Возможно, с точки зрения «избегающего»,
проблема не важна или настолько незначительна, что не стоит обращать на нее
внимание («не нужно делать из мухи слона»). Человек может быть убежден в
невозможности разрешения проблемы («у меня нет власти, сил, денег, знаний и так
далее») или в бесполезности усилий («все равно это ни к чему не приведет»). Он
может избегать конфликтных ситуаций, бояться проиграть или опасаться получить
репутацию «скандалиста». В конце концов, человек может философски относиться к
жизни и спокойно ждать: «со временем все образуется».
Приспособление — стиль поведения в конфликте, при котором человек
частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, уступает,
признает требования и претензии противостоящей стороны (пренебрегая
собственными интересами), «капитулирует».
Выбор такого стиля поведения
возможен в случае, когда:
§
предмет конфликта не важен;
§
отношения с человеком (людьми), выступающими второй стороной в конфликте,
важнее предмета спора;
§
отказ от конфликта преподносится как «жест доброй воли»;
§
желание выйти из конфликтной ситуации превалирует над интересом.
Как правило, к такому стилю человек прибегает в
ситуациях, когда ни одному из основных его принципов (ценностей) опасность не
угрожает («в мелочах можно поступиться»), либо когда правота очевидно на
стороне противника. Часто
Гришина Н.В. Психология конфликта. -
СПб.: Издательство «Питер», 2006. - С. 208.
|