Раздел 1. Теоретические и методические
основы управления розничной торговой организацией малого бизнеса
1.1. Общая
характеристика и особенности розничных торговых организаций
Розничные торговые организации – это торговые организации, которые
продают товар поштучно или не большими количествами, то есть в розницу.
«Розничная торговля – это вид торговой деятельности, связанный с
приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных,
домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности» [1].
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно
населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и
методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя
продукции. При розничной торговле материальные ресурсы становятся
собственностью потребителя. Торговое обслуживание населения предполагает
наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для
наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового
ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с
изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских
запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному
человеку.
Государственное регулирование деятельности торговых организаций
розничной торговли осуществляется на соответствующих уровнях власти с помощью
системы законодательного, экономического и административно-правого воздействия.
Гражданский Кодекс РФ определяет организационно–правовые формы
торговых (коммерческих) организаций, как организаций,
преследующих извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и распределяющих
полученную прибыль между участниками.
Гражданский Кодекс РФ определяет правовое положение участников
торговой деятельности, их прав и обязанностей, регулирует договорные и иные
обязательства. Вся юридическая основа деятельности розничных торговых
организаций изложена в Гражданском Кодексе РФ, §2 «Розничная купля-продажа»,
ч.2, гл. 30.
Главным регулятором деятельности торговых организаций в Российской
Федерации является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации».
Отношения между продавцами и покупателями, полномочия органов власти
местного самоуправления в регулировании торгового обслуживания населения
определяет Закон РФ № 2300-I «О защите прав потребителей» [4, ст.44].
Отношения между розничными
торговыми организациями и государственными контролирующими организациями
регулирует Федеральный закон N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)». Кроме отношений связанных с проведением налогового контроля,
лицензионного контроля, а также органов правосудия.
Официальные термины и определения основных понятий в области
розничной торговли даны в государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303.
Классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные
признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли устанавливает
государственный стандарт «Розничная торговля». Где предприятия розничной
торговли классифицируют: на виды в зависимости от ассортимента реализуемых
товаров; на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм
торгового обслуживания (ГОСТ Р51773-2001, ст. 4.3, ст. 5.1 - 5.21). Данный
стандарт распространяется на предприятия розничной торговли, которые используют
для ведения хозяйственной деятельности магазины.
Требования к деятельности розничных торговых организаций по сферам
их деятельности, изложены в Постановлениях Правительства Российской Федерации,
требованиях СанПиН, СНиП и требованиях соответствующих ГОСТ.
К торговым организациям малого бизнеса, в силу требований Федерального
закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22
июля 2008 г. № 556, относятся те организации, которые соответствуют следующим
критериям:
- к субъектам малого относятся внесённые в единый государственный
реестр юридических лиц коммерческие организации;
|