Одним из важнейших
аспектов управления персоналом организации является создание действенной
системы мотивации, ориентированной на стимулирование сотрудников к достижению
высоких бизнес-результатов, повышение уровня вовлеченности персонала, его
удовлетворенности и лояльности компании, поскольку именно эти факторы напрямую
воздействуют на конкурентоспособность и репутацию организации.
Современными
специалистами в области управления персоналом выделяются три аспекта процесса
управления мотивацией:
- учет психологической составляющей при
мотивации работников;
- анализ возможностей системы
мотивации, используемой в организации;
- наличие у руководителей разного
уровня необходимых навыков для осуществления процесса управления мотивацией.
Первоочередными задачами
при диагностике сложившейся в компании ситуации в области мотивации персонала
являются следующие:
1) определение
возможностей компании в отношении инструментов мотивации в области как
текущего, так и перспективного управления;
2) выявление потребности
в сотрудниках с определенным "мотивационным профилем", который
обусловливается характером работ;
3) построение идеального
"мотивационного профиля" сотрудников.
На предварительном этапе
разработки мотивационной системы проводится анализ по основным факторам
трудовой мотивации: их значимости для сотрудников и степени их
удовлетворенности в организации. По оценкам специалистов Центра обучения,
развития и оценки персонала "СТИМУЛ" в среднем уровень
удовлетворенности большинства сотрудников составляет 63 - 75%; если данный
показатель ниже 50%, то текучесть кадров неизбежна; если выше 88%, то наступает
пресыщение, которое приводит к демотивации персонала.
Таким образом, общий уровень
удовлетворенности свидетельствует об эффективности существующей системы
мотивации. Затем определяется векторное направление мотивационной программы,
основанное на рассмотрении критически важных факторов, и очерчивается область
построения системы мотивации с выделением факторов, имеющих расхождение по
степени их значимости и удовлетворенности. Факторы делятся на группы:
финансовый аспект, стабильность, общение, карьерный рост, самореализация,
профессиональное и личностное развитие и т.д.
Несмотря на то что
заработная плата, различные виды материального поощрения и льгот по-прежнему
остаются основными факторами мотивации сотрудников, следует помнить, что рост
заработной платы действует в качестве мотиватора только в течение первых 2 - 3
месяцев. Это вызывает необходимость активно использовать в процессе мотивации
персонала и другие факторы. Если, например, компания может предложить будущим
сотрудникам только карьерный рост и личностное развитие, а кандидат нацелен на
финансовое благополучие и стабильность, то при приеме на работу ему можно
предложить социальный пакет и долгосрочный контракт, увязывая высокий оклад с
продвижением по карьерной лестнице.
Для того чтобы оценить,
обладает ли руководитель необходимыми навыками для осуществления процесса
управления мотивацией, можно использовать следующие критерии: четкая постановка
задачи; использование всего спектра навыков, которыми обладает сотрудник;
понимание важности для компании данного работнику задания; обеспечение
автономности при его выполнении и обратной связи, например если для сотрудника
имеет большое значение разнообразие навыков, которые он может применить в
работе, а в компании процветает авторитаризм, предполагающий жесткую
регламентацию обязанностей и безоговорочное выполнение приказов, то это может
привести к безынициативности данного работника. И, наоборот, сотрудника,
нацеленного на четкую постановку задач и обратную связь, автономность при
слабом оперативном управлении в компании может просто демотивировать. При
разработке системы мотивации следует избегать типичных ошибок, с которыми
сталкиваются многие компании:
1) подбор сотрудников,
которых нельзя мотивировать доступными для компании средствами;
2)
подмена одних факторов мотивации другими;
3) однобокость системы
мотивации, построенной с учетом какого-либо одного из трех аспектов.
Численность экономически активного населения в декабре 2012г. составила 75,3 млн.человек,
или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,3 млн.
человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и
4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии
с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как
|