I.
Теоретические аспекты формирования и совершенствования кадровой политики
предприятия
1.1. Сущность, значение и
содержание кадровой политики предприятия. Основные понятия, принципы, цели и
задачи формирования
Организация - система,
где люди работают совместно ради достижения общих целей. Эффективное
функционирование любой организации предполагает осознание всеми сотрудниками, а
не только руководством целей и ценностей организации и их участие в разработке
политики организации.
Политика организации
включает систему правил, в соответствии с которыми действуют система в целом и
люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой, маркетинговой, политики по
отношению к конкурентам разрабатывается и осуществляется кадровая политика, что
характерно для коммерческих компаний и для институциональных организаций.
Именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип
соответствия кадровой политики и стратегии развития организации.
Кадровая политика имеет
как широкое, так и узкое толкование.
В широком смысле слова кадровая политика - это
система правил и норм (осознанных и определенным образом сформулированных),
которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. Отсюда
следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного
расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и
согласовываются с общим пониманием целей и задач организации.
В узком смысле слова
кадровая политика-это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во
взаимоотношениях людей и организации.
Этапы построения кадровой
политики:
1. Нормирование:
формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с
целями и ценностями
организации.
2. Программирование:
построение системы процедур и мероприятий - кадровых технологий.
3. Мониторинг персонала:
отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков
персонала, оценка эффективности этих мер.
Типы кадровой политики:
Предлагаемая типология
кадровой политики основывается на осознании тех правил и норм, которые
руководство компании использует в управлении персоналом, а также кадровых
процедурах, направленных на формирование оценки и прогноза количественных показателей
и качественных характеристик персонала.
Пассивная кадровая
политика:
• у руководства
организации отсутствует выраженная программа действий в отношении персонала,
работа с персоналом сводится к ликвидации негативных последствий;
• служба управления персоналом
организации не имеет прогноза кадровых потребностей и не располагает средствами
оценки персонала.
Руководство организации
осведомлено о персонале на уровне информационной справки о нем, отсутствует
анализ кадровой ситуации в организации,
Реактивная кадровая
политика:
• руководство организации
осуществляет контроль за симптомами кадровой ситуации (возникновением
конфликтных ситуаций, наличием/отсутствием квалифицированной рабочей силы,
отсутствием мотивации к высокопродуктивному труду) и принимает меры по снятию
тревожной симптоматики;
• служба управления
персоналом организации располагает средствами диагностики существующей
ситуации.
В системе планирования
кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, намечаются возможные
пути их решения.
Превентивная кадровая
политика:
• руководство организации
имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации, однако не имеет целевых
кадровых программ для развития ситуации;
• служба управления
персоналом организации располагает средствами диагностики персонала и
прогнозирования кадровой ситуации.
В системе планирования
содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в персонале.
Активная рациональная
кадровая политика:
• руководство организации имеет не только качественный диагноз, но и
|