1 Анализ макро- и микроокружения объекта
исследования
1.1 Анализ тенденций развития рынка
проектных услуг
Игроки рынка
проектно-изыскательных работ признают, что конкуренция в этой
области претерпела в последние годы значительные изменения. Во многих регионах
России она серьезно усилилась. Для победы в тендерах участники идут на
беспрецедентное снижение цен: скидки от начальной стоимости достигают 60%. В
проектирование устремились новые люди, новые компании, зачастую имеющие
административный ресурс.
К сожалению, шквальный
демпинг отрицательно сказывается на качестве проектных работ.
Зачастую компании, не имеющие достаточного опыта работы в этой области,
выигрывают конкурсы только за счет низких цен. Конечно, для комиссии проще
всего определить победителя по наименьшей стоимости работ. Однако специалистам
такой подход кажется недальновидным.
На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влияние три
фактора:
• объем государственных и частных инвестиций, что позволяет
расширить строительство и ввод новых объектов, при проектировании которых могут
понадобиться инжиниринговые услуги;
• научно-технический прогресс, результаты которого неодинаковы в
разных странах, что приводит к необходимости экспорта одними странами
консультационных услуг, проектов из других стран;
• наличие свободного капитала, размещаемого на рынке инжиниринговых
услуг.
Особенностями рынка инжиниринговых услуг, как и рынка технологий в
целом, является, во-первых, то, что результаты этой торговли воплощены не в
вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может
иметь или не иметь материальный носитель, например, результатом предоставления
услуги по проектированию объекта выступает его строительство, а материальным
носителем (т.е. то, что продается) — проектно-техническая документация. Услуги
же по обучению специалистов, управлению процессом строительства не имеют
материальных носителей. Во-вторых, такие услуги связаны с подготовкой и
обеспечением процесса производства и реализации, рассчитанных на промежуточное
потребление материальных благ и услуг. Услуги же производственного характера в
состав инжиниринговых не входят. Например, проектные работы по созданию
коммерческого банка, предприятия — это инжиниринговые услуги, а сама работа в
них к таким услугам не относится. В-третьих, объектом купли-продажи выступают
услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в
среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих
знаний и опыта. Их стоимость определяется как среднеинтернациональная в отличие
от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау.
Инжиниринговые услуги оказываются специальными
инженерно-консультационными фирмами, а также промышленными и строительными
компаниями. Как правило, для рынка этих услуг характерны и частные
специализированные компании и крупные корпорации, хотя доля первых последние
годы сокращается в результате серьезной конкуренции со стороны крупных
компаний. Так, в 90-е гг. число фирм незначительно возросло, а число занятых на
них — сократилось, что свидетельствует о дальнейшей концентрации капитала. Наибольшее
количество инжиниринговых фирм находится в ФРГ и Австрии, где рынок представлен
мелкими и средними компаниями. Наиболее крупные компании сосредоточены в таких
странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Финляндия.
Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:
• услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым
относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и
специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются
в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов
инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском
строительстве;
• услуги, связанные с
обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта,
т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления
предприят
|