В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса дан ной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. "Что позволено Юпитеру, не позволену быку", -гласит поговорка. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Наука, 1998 г.
2. Социология / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998 г.
3. Социология: наука об обществе / Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996
4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 1998 г.
5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. - 256 с.
|