1 Сущность и взаимосвязь качества и объемов
реализации услуг
1.1 Понятие о качестве продукции, критерии
качества
В настоящее время управление качеством выступает одной
из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным
средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия /
компании. Качество продукта формируется на всех стадиях жизненного цикла
(исследования, разработки, проектирование, производство), реализуется и
оценивается в потреблении (эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает
благотворное воздействие на многие стороны деятельности самого производителя.
При этом ответственность за качество несет изготовитель продукции либо его
представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а его проверка
осуществляется независимыми лицами. Наиболее эффективно с этим справляется
институт представителей заказчика. Рассмотрим основные определения того, что
собой представляет качество.
По мнению российского исследователя В.Р. Веснина
качество – это «совокупность свойств продукции (конструктивных, эстетических,
социальных, экономических, психологических), позволяющих ей удовлетворять
определенные потребности в соответствии с функциональным назначением».
Качество всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя, затратами на
создание продукции (поэтому экономически должно быть оптимально).
Качество определяется такими параметрами, как:
- функциональность (способность выполнять базовую и
дополнительную функции) – характеризует полезность продукции и области ее
применения (для техники это, например, производительность, для продуктов
питания – вкус т.п.);
- надежность (безотказность, отсутствие дефектов,
защищенность от моральных рисков);
- долговечность – свойство сохранять основные качества
и работоспособность до наступления предельного срока службы или хранения при
соблюдении установленного порядка технического обслуживания и ремонта;
- технический уровень (соответствие стандартам или
эталонным объектам);
- технологичность – показывает, насколько близко
конструкция изделия учитывает требования современного производства;
- эргономичность – отражает соответствие объекта
требованиям к удобству его использования;
- эстетичность – характеризуется степенью позитивного
влияния объекта на чувства человека;
- транспортабельность(легкость, компактность);
- патентно-правовые показатели (защищенность
патентами, лицензиями, авторскими правами);
- экологичность – характеризуется легкостью
утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного
воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей,
радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.);
- безопасность;
- ценовые показатели;
- эксплуатационные свойства;
- экономичность (оптимальное соотношение качества и
затрат);
- сервис (диапазон, быстрота, эффективность
обслуживания);
- репутация, имидж;
- соответствие заявленному уровню стандартов,
сертифицированность.
Услугам качество придают, кроме того: известность и
надежность организации; ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание
специфики потребностей клиента (готовность ответить на нестандартные запросы);
доступность, способность в любой момент обслужить клиента; отзывчивость
персонала, его внешний вид, отделка помещений; обеспечение потребителей любой
необходимой информацией.
По мнению ведущего американского специалиста по
системам качества Джозефа Джурана качество – это пригодность к использованию.
При этом данное понятие включает в себя четыре элемента:
- восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;
- степень, с которой товар соответствует проекту и
спецификациям;
- доступность товара для приобретения, его надежность
и ремонтопригодность, а также доступный сервис.
По мнению А.Д. Никифорова качество – это «степень
соответствия присущих продукции характеристик определенным требованиям».
При этом продукция определяется как результат процесса, предназначенный для
удовлетворения определенных общес
|