1 Теоретические и методологические основы
формирования кадровой политики в социально-культурной сфере
1.1 Роль кадровой политики в организации культуры
и искусства
Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее
единство:
1) обеспечение участков производства необходимыми человеческими
ресурсами, учет интересов нанимающихся на работу (обеспечение рабочих мест,
развития персонала и
создание условий труда). Инструментом для решения этих задач служит кадровое
планирование;
2) создание системы мотивации персонала на эффективную трудовую деятельность.
Особенность кадровых решений состоит в том, что они почти всегда
отражаются на мотивации сотрудников и моральном климате в коллективе. В идеале
эти решения принимаются в соответствии с общей системой ценностей, принятой в
организации, с установками и ожиданиями каждого работника.
При разработке кадровой политики необходимо учитывать необходимость
повышения стоимости "капитала". Расходы на отбор персонала, его адаптацию, обучение и
повышение квалификации, заработную плату, услуги социального характера и
производственные расходы на создание рабочих мест, как правило, значительны,
что требует учета при разработке планов и концепций.
Цели организаций связаны с внешними условиями их деятельности (рынок
труда, взаимоотношения с государственными и местными властями и т. д.). Они
определяются внутренними условиями, влияющими на взаимоотношения персонала в организации (участие
в управлении, обучение и развитие, совершенствование стиляуправления, решение социальных
вопросов и т. п.). Выдержать конкурентную борьбу и эффективно развиваться может
только организация,
сформировавшая кадровую политику с учетом требований законов социального
развития и управления,
принципов управления персоналом, определенных с учетом
анализа внешней и внутренней сред, отражающих ограничения и условия
функционирования организации.
На основании целей как абстрактных норм формулируются задачи управленияперсоналом, которые
распространяются в основном на оперативные области, повседневную кадровую
работу персонала управления по реализации кадровой
политики.
Эти задачи, в свою очередь, решаются осуществлением следующих
основных мероприятий:
В области маркетинга персонала:
1) исследование рынка рабочей силы и создание необходимой
информационной базы;
2) количественное и качественное планирование потребностей в
персонале;
3) структурирование и планирование расходов на персонал.
В области занятости персонала:
1) непрерывное и последовательное планирование воспроизводства
кадров;
2) сравнение существующих и перспективных требований к
персоналу вакантным должностям и кадровому составу организации;
3) профессиональный и кадровый мониторинг в учебных заведениях;
4) введение в специальность, профессиональная ориентация;
5) регулярное предоставление информации о стратегии и деятельности
организации;
6) повышение квалификации, обучение и развитие персонала.
В системе мотивации:
1) разработка мотивационных систем, стратегических механизмов
индивидуальной и коллективной мотивации персонала;
2) разработка теории и практики мотивации персонала;
3) разработка методов и технологий мотивации персонала.
Таким образом, происходит реализация целевого комплексного
подхода в системе формирования и осуществления кадровой политики через
специально разработанные кадровые технологии и методы. При разработке кадровой
политики организации важно учитывать наиболее типичные (положительные и
отрицательные) качества персонала,
определяющие устойчивость системы управления им.
К
основным чертам характера, отрицательно влияющим на дисциплину, можно отнести:
необязательность, отсутствие порядочности и деловой этики в сфере бизнеса;
неумение и нежелание работать без надлежащего контроля; психологическую
неготовность к самостоятельности, стремление к "легким" деньгам
|