Глава 1. Теоретические аспекты
государственного контроля` за соблю`дением трудового законодательства
1.1. Состав органов общ`ественного и
государственного контроля` и надзора за соблю`дением трудового законодательства
Правовое государство устанавливает виды и меры ю`ридической
ответственности за наруш`ение законодательства. На усиление
ответственности за наруш`ение законодательства, регулирую`щ`его
трудовые отнош`ения` и непосредственно свя`занные с
ними отнош`ения`, должен быть направлен
государственный надзор и контроль, а также общ`ественный
(профсою`зный) контроль. Надзор и контроль за соблю`дением
действую`щ`его законодательства о труде я`вля`ется` составной
частью` механизма защ`иты
трудовых прав.
Приня`тие обя`зательных
для` применения` на всей
территории Российской Федерац`ии федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, устанавливаю`щ`их принц`ипы и поря`док осущ`ествления`
государственного надзора и контроля` за соблю`дением
законов и иных нормативных правовых актов, содержащ`их нормы
трудового права, а также систему и полномочия`
федеральных органов государственной власти, осущ`ествля`ю`щ`их
указанный надзор и контроль, относится` к ведению`
федеральных органов государственной власти
Основными способами защ`иты
трудовых прав и законных интересов работников я`вля`ю`тся`:
-
государственный надзор и контроль за соблю`дением
трудового законодательства;
-
защ`ите трудовых прав работников
профессиональными сою`зами;
-
самозащ`ита работниками трудовых прав (ст.
352 ТК РФ).
Надзор и контроль
за соблю`дением трудового законодательства представля`ет собой дея`тельность
компетентных органов, направленную` на защ`иту
трудовых прав работников. В проц`ессе указанной дея`тельности названные
органы предупреждаю`т и выя`вля`ю`т наруш`ения` трудового законодательства
со стороны работодателя` и уполномоченных им лиц`,
восстанавливаю`т трудовые права работников и привлекаю`т к
ответственности виновных в наруш`ении э`тих прав.
Надзор за соблю`дением трудового
законодательства означает проверку законности реш`ения` работодателя` (уполномоченных
им лиц`), а контроль – проверку э`того реш`ения` с точки зрения` не только
законности, но и ц`елесообразности. Законность есть высш`ая`
государственная` ц`елесообразность. Однако по мере
усиления` договорного начала в регулировании трудовых отнош`ений поя`вля`ется` реальная`
возможность принимать в рамках действую`щ`его
законодательства наиболее э`ффективные реш`ения`. Э`то влечет
за собой повыш`ение ответственности работодателя`
(уполномоченных им лиц`) не только за законность, но и за ц`елесообразность
приня`тых реш`ений.
Анализ законодательства и практики его применения` позволя`ет выя`вить следую`щ`ие основные
виды надзора и контроля`:
государственный, особыми разновидностя`ми которого я`вля`ю`тся` ведомственный и муниц
|