1.2 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности
Спортивный менеджмент -
один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с
управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с
таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента.
С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только
"целесообразная двигательная деятельность человека", не только
совокупность специальных средств и методов направленного развития физической
дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.
Физическую культуру и
спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и
необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных
организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам
спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов,
спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует
отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100
тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся
более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической
культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более
полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности
- это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий
физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и
физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом,
организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.
Общий и специальный
менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в
организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют
менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило,
руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий
искусством научного управления.
Искусство менеджмента
характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера
применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей
конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги.
Таким образом,
спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления
физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из
отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой
деятельности в условиях рынка.
Объектом спортивного
менеджмента как самостоятельной пауки является совокупность
физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых
являются физкультурно-спортивные услуги.
Предмет спортивного
менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе
взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций
физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с
внешней средой в процессе производства и распространения
физкультурно-спортивных услуг.
Следует также отметить,
что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента:
стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент,
проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в
спортивном менеджменте и др.
Задача спортивного
менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об
отраслевой
Рожков П.А. Новые аспекты и подходы в развитии
физической культуры и спорта в России/ П.А. Рожков // Физическая культура и
спорт в Российской Федерации. – М. : Импульс-Принт, 2011. – 313 с.
|