1.2 Предпосылки к
возникновению конфликтов в индустрии гостеприимства
Развитие конфликта в организации можно представить
как кривую жизненного цикла, характерную для конечных систем (рис. 1).
Начальный этап конфликта развивается, как правило,
медленно. Причины - надежда на бесконфликтное решение проблем, а также неуверенность
в возможностях использования ресурсов для осуществления конфликтного
взаимодействия.
И — интенсивность конфликтных взаимодействий;
t - время;
К - критическая точка;
1 - при условии изоляции участников конфликта;
2 - при условии влияния извне
Рис. 1 – Динамика конфликтного взаимодействия
во времени
На начальном этапе происходят единичные
взаимодействия, в сопровождении скрытых форм ведения борьбы, которые можно
считать ситуационными взаимодействиями. Исключение составляют отдельные
случаи, когда происходит возврат к прежнему конфликтному состоянию или стороны
конфликта вынуждены немедленно воздействовать на соперника. После этого под
влиянием кумулятивной природы конфликта интенсивность взаимодействий (их количество
и сила) существенно увеличивается. Происходит вовлечение в конфликт, как
отдельных структурных подразделений организации, так и различных уровней
управления.
Следующий этап конфликта характеризуется
значительным усилением интенсивности конфликтных взаимодействий. Зачастую
происходит переход конфликта на эмоциональный уровень, при котором участники
испытывают сильную взаимную неприязнь.
Интенсивность нарастает до достижения точки К,
которая является критической точкой конфликта. При достижении точки К,
дальнейшее увеличение интенсивности конфликта невозможно, т.к. ресурсы
отдельных подразделений и членов организации задействованы максимально, кроме
того, ресурсы (особенно эмоциональные) начинают истощаться, возникает усталость
и сомнения в целесообразности дальнейшей борьбы[1].
При прохождении критической точки возможны два
направления дальнейшего развития конфликта. Выбор направления определяется
степенью открытости организации или подразделений, участвующих в конфликте.
В случае достижения изоляции подразделения, в
котором развивается конфликтная ситуация от притока новых ресурсов, как
правило, происходит снижение интенсивности конфликта. В противном случае
конфликт может достаточно долго находиться на критическом уровне.
Теоретически возможно превышение критического
уровня конфликта. Это происходит при условии возникновения другого конфликта на
том же месте, при условии, что первый конфликт еще не разрешен.
Последний этап конфликта - его разрешение.
Характерно увязывание разрешения конфликта с прекращением инцидента и активных
конфликтных взаимодействий. В тоже время, зачастую прекращение взаимодействий
участников конфликта означает только подавление конфликта с последующим
переходом к новому конфликту при другом соотношении ресурсов противоборствующих
сторон. Данное положение чрезвычайно неустойчиво и не имеет ничего общего с
полноценным разрешением конфликта.
Большинство
исследователей и практиков придерживается точки зрения, что в основе
эффективного разрешения конфликта должно лежать изменение конфликтной
|