Подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от его личностных и характерологических черт в особенности типа поведения в конфликтной ситуации, «ответа» индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности подростка. Личностный потенциал обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия «нормальному интервалу» психической и социально-нравственной нормативности. В него входят поведенческая регуляция, коммуникативные способности, а также его характерологические особенности.
Актуальным является определение взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера личности подростка. Как известно, (А.Е. Личко (1983), Б.Д. Комаровский (1980)) акцентуации характера как крайние варианты нормы при психотравмирующих условиях, создают “почву” для возникновения нервно-психических заболеваний, а также неадекватных форм поведения. Акцентуация характера у подростков приобретает все большую устойчивость в структуре характеров подростков, и это вызывает опасения. Например, если раньше определенные состояния считались аномалией, то сейчас они расцениваются специалистами, как норма. Установлено, что почти девяносто процентов подростков имеют акцентуации характера. В связи с этим ученые считают, что более детальное изучение проблемы в настоящее время особенно актуально.
Несмотря на довольно широкий круг исследований, ведущихся в русле данной проблемы, она требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности. Так, не достаточно исследованы причины и специфика развития межличностных конфликтов, не изучены психологические механизмы влияния личностных особенностей на развитие данного феномена, не определены особенности взаимосвязи характера и стратегий поведения личности в конфликтной ситуации т.д.
Объект исследования – стратегии поведения в конфликте и акцентуации характера личности подростка.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте у подростков с различными акцентуациями характера.
Цель исследования – изучить специфику стратегии поведения в конфликте и акцентуации характера личности подростка.
Задачи:
- Осуществить анализ зарубежных и отечественных исследований стратегий поведения в конфликте с акцентуациями характера в подростковом возрасте.
- Выявить преобладающие стратегии поведения и акцентуации характера у подростков
- Установить различия в выраженности стратегий поведения в конфликте и акцентуациями характера у юношей и девушек в
общеобразовательной школе.
- Выявить взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и акцентуации личности у подростков.
Гипотеза исследования: на выбор стратегии поведения личности в конфликтной ситуации существенную роль оказывают влияние акцентуации характера как личностные особенности индивида.
Частные гипотезы:
Гипотеза 1: Существуют различия в стратегиях поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек: так у юношей больше выражены такие стратегии поведения, как конкуренция, сотрудничество и компромисс, по сравнению с девушками, а у девушек больше выражено сотрудничество и приспособление.
Гипотеза 2: Существуют различия в степени выраженности акцентуаций личности: у девушек больше выражена эмотивность, циклотимность и экзальтированность по сравнению с юношами, а у юношей – гипертимность, возбудимость, демонстративность.
Гипотеза 3: Существуют общие (и для юношей и для девушек) взаимосвязи между акцентуациями и стратегиями: чем больше выражены авторитарность, тем более они склонны к такому поведению в конфликте, как соперничество.
Методы исследования.
1. Библиографический метод (Гришина Н.Н. «Психология конфликта»; Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология» и другие).
2. Психодиагностический метод (Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика изучения акцентуаций личности С. Шмишека; тест Т. Лири. Диагностика межличностных отношений (ДМО) (модификация Л. Собчик).
3. Методы количественной и качественной обработки данных (U-критерий Манна-Уитни; анализ средних значений по r-Спирмену).
База исследования: исследование проводилось в Старогородковской СОШ. В исследовании приняли участие 60 учащихся из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Новизна исследования заключается в том, что работа имеет практическую направленность, так как полученный результат расширяет представление о взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с акцентуациями характера в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе него эмпирические данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных развивающих занятий и коммуникативных тренингов с учащимися. Практические рекомендации, составленные на основе исследования, так же могут быть взяты за основу в процессе оказания психологической помощи и поддержке ученикам в их личностном развитии.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
|