1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
- Современный подход к управлению развитием персонала в условиях экономики знаний
За исторически длительный период времени можно проследить изменение объема и темпа роста знаний.
Первое с начала нашей эры удвоение знаний человечества произошло в конце ХVIII в. Наиболее радикальные изменения в объеме знаний произошли в ХХ в. К началу ХХ в. объем знаний в мире увеличился более, чем в 250 тыс. раз. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники.
По оценкам Мирового банка более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях. Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. Это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний [29,с8].
К началу ХХI в. знания стали важнейшим фактором формирования общества, изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса, образ жизни людей, подходы к образованию и работе.
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США, ЕС и Япония) [29, с8].
Мировые тренды экономики XXI века, характеризующиеся развитием высокотехнологичным отраслей и наукоемких технологий – движением к новой цивилизации – обусловили переход на новый качественный уровень – становление общества знаний.
Решающим фактором превращения науки в непосредственную производительную силу является опредмечивание научных знаний в определяющих факторах производства – рабочей силе и средствах производства, которые принципиально меняют характер своего функционирования.
Способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к новым знаниям и возможность их эффективного коммерческого использования – все это основополагающие элементы конкурентоспособности, как на национальном, так и на глобальном уровне.
В мировой экономической мысли роль знаний в экономике впервые раскрыл австрийский экономист Ф.А. фон Хайек. В 1945 г. А. Хайек предложил рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы [29, с10].
Необходимо отметить, что длительный период времени, начиная с А. Маршалла и до середины ХХ века, ученые-экономисты, отводя важную роль знаниям в экономической деятельности экономических субъектов, рассматривали только один вид знаний – формализованное знание, необходимое в производственных процессах. Таким образом, до 60-х гг. ХХ в. в мировой научной мысли отсутствовали попытки классификации знаний.
Недостаточное внимание экономической науки к проблематике понятия знаний было обусловлено общими тенденциями развития экономических отношений и производственных процессов. Интенсивное внедрение новых знаний в производственные процессы хозяйствующих субъектов началось лишь в 60-е гг. ХХ века. Именно в этот период в странах с развитой экономикой начали предприниматься попытки учета фактора новых знаний при анализе процессов развития, что и послужило началом становления экономики, основанной на знаниях.
В 1959 г. профессор Гарвардского университета Д. Белл, впервые употребил понятие постиндустриального общества и назвал ее главную производительную силу – знания [29,с 11].
В 1957 г. А. Даунсон, основываясь на работах Хайека, разработал первую классификацию новых знаний. Представители австрийской экономической школы Ф. Хайек и Й. Шумпетер учитывали значимость использования новых знаний в экономических процессах, но в то же время они считали знания «субъективными» и были уверены в невозможности оценки новых знаний, соответственно и в описании процессов производства новых знаний [29,с 18].
Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях» – knowledge-based economy) первым в 1962 г. ввел в оборот австро-американский ученый Ф. Махлуп.
Проблема генерации знаний впервые рассматривалась в работе Ф. Махлупа «Производство и распространение знаний в США» (1962). В дальнейшем этот вопрос получил развитие в работах К. Виига, А. Даунсона, П. Друкера, И. Нонака, Д. Норта, М. Поланьи, Р. Рихтера, Д. Стоунхауса, Г. Такеучи, Дж. Уоллиса, Э.Е. Фуруботна, Т. Эггертсона и др. [29,с22].
Исследованию специфики экономики знаний посвящено значительное количество работ, опубликованных отечественными учеными. Так, проанализирован и систематизирован основной инструментарий моделирования экономики знаний, исследована взаимосвязь экономического роста и качества жизни, оценены социально-экономические аспекты становления общества знаний в России, выявлено значение развития социально-ориентированной рыночной экономики, разработаны модели управления технологическим развитием инновационной экономики.
Различные аспекты информационной экономики, «новой экономики», экономики знаний отражены в работах экономистов: Е.Ф. Авдокушина, В.Н. Бугорского, В.С. Васильева, Г.Б. Домненко, А. Зуева, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, В.П. Колесова, Б.В. Корнейчука, В.Л. Макарова, Л.А. Мясниковой, Р.М. Нуреева, А.Е. Шаститко, М.Ю. Шерешевой, А.В. Юрасова и др.
Проблемами экономики знаний и создания интеллектуальных продуктов занимаются такие ученые, как А.А. Аузан, А.В. Бузгалин. М.В. Власов, В.Л. Иноземцев, А.И. Колганов, В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер, Я.И. Кузьминов, Л.Э. Миндели, А.Н. Нестеренко, Л.К. Пипия, Е.В. Попов и др.
В.Л. Макаров исследовал основные аспекты экономики знаний, характеризующие их высокую значимость в деятельности организаций. Важность исследования проблем производства и внедрения новых знаний отмечает в своих исследованиях Г.Б. Клейнер [29, с54].
Экономика знаний – это экономика, в которой знания играют решающую роль, а их производство является источником роста экономики, определяющим фактором экономического развития [21,с68].
В эко
|