1.1. Теоретические подходы к исследованию природы и деятельности транснациональных компаний
Мировая практика показывает, что транснациональные компании выступают в качестве движущих факторов развития процессов глобализации. Масштабность деятельности, географическая и отраслевая направленность ТНК способствует формированию международных производственно-технологических комплексов (МПТК). Сама интернационализация производства проявляется в том, что конечный товар может создаваться не в рамках одной страны, а на территории разных стран в зависимости от степени технологической переработки и завершенности продукции. Такой фактор обуславливается необходимыми конкурентными преимуществами, которые необходимо оценивать при производстве товара.
Характерным явлением, которое присуще деятельности современных ТНК, является быстрое развитие инвестиционных связей, которые сопровождаются активной диффузией с инновационными технологиями. Более того, ТНК выступают современной институциональной формой интернационализации производства, а также основными экспортерами прямых иностранных инвестиций.
Так, к началу 21-го века объем инвестиций ТНК в мировой экономике оценивался в размере свыше 3 трлн. долларов. В 2001-2005 годах, на 100 крупнейших ТНК, занимающих лишь 0,16% от их общего числа, приходилось 12% зарубежных активов, 10% объемов продаж, а также 15% численности работающих за рубежом.[1]
В настоящее время, по данным ЮНКТАД, насчитывается около 63 тыс. ТНК, на которые приходится приблизительно 800 тыс. дочерних структур за рубежом. Больше всего ТНК зарегистрировано на территории Германии (более 7 тыс.), а дочерних ТНК - в Китае(45 тыс.). Дальше идут Япония, Швеция, Швейцария, США и Великобритания. На долю этих стран приходится более половины всех ТНК в мире. Правда, по показателю капитализации ТНК преимущественно сосредоточены на территории США, а затем идут Великобритания, Япония и т.д.
Среди ТНК наибольшую роль играют 500 ТНК высшего эшелона, состав которых значительно изменяется в связи с увеличением конкуренции на мировых рынках. Примером головокружительного роста является британская компания «Vodafon», которая за последние 10-15 лет проделала путь от новичка на рынке до компании с 270 млн. абонентов в 60 странах.
Увеличение числа многонациональных компаний по своей сути является новым этапом в эволюционных процессах развития их деятельности, которая заключается в появлении централизованных структур, адаптированных к особенностям локальных рынков.[2]
Одним из первых исследователей, который занимался изучением проблематики глобализации рынков, стал американский ученый Т. Левитт.[3] Т. Левитт понимал глобализацию как чисто рыночный феномен и под данной категорией он обозначал объединение, интеграцию рынков сбыта отдельных товарных групп. Более того, Т. Левитт предсказывал скорый конец ТНК, рыночная стратегия которых нацелена только на дифференцированные, специфические рынки.
В российской практике проблему ТНК изучали А.В. Кузнецов, А.Н. Спартак, С.И. Долготв, В.С. Паньков и т.д., которые, в отличие от многих других исследователей, оценивали глобализацию, как многоплановое, многофакторное явление, которое нельзя рассматривать чисто с точки зрения экономики.
Понятие «ТНК» в мировой экономике базируется прежде всего на формулировке международных организаций. Так, в положениях ЮНКТАД - первоначально под ТНК понимались фирмы, состоящие из родительских компаний и их зарубежных филиалов, при условии, что родительские компании обеспечивают контроль за деятельностью своих филиалов, доля которых в акционерном капитале составляет на уровне не менее 10%.
В дальнейшем ЮНКТАД выделил новые критерии для отнесения компании к категории ТНК, что послужило основой уточненной формулировки. В частности, ТНК считается компания, имеющая подразделения в двух или более странах, способная проводить согласованную политику через один или несколько центров принятия решений. При этом материнская компания должна иметь возможность контролировать активы других экономических единиц в государствах их базирования, помимо страны ее расположения, как правило, путем участия в капитале. С помощью прямых инвестиций за рубежом могут быть построены новые предприятия, филиалы, что делает компанию транснациональной.
Нижняя граница такого участия в капитале составляет не менее 10%, что считается достаточным условием для установления контроля над активами дочерних структур. Благодаря этому подходу, число ТНК в мировой экономике увеличилось на порядок. Необходимо отметить, что если данные критерии не подвергнутся пересмотру, то число ТНК к 2020 году, как считают эксперты, достигнет 150 тыс. В то же время число ТНК первого эшелона изменится незначительно, возможно в сторону увеличения.
Помимо этого, ЮНКТАД еще в 1995 г. разработал такой важный показатель, как уровень транснациональности фирмы, который измеряется при помощи индекса транснационализации (TNI), для оценки различных ее аспектов.[4]
Индекс транснационализации исчисляется как среднее арифметическое между тремя показателями следующих соотношений: иностранных активов к
[1] Покровская В.В. Интернационализация производства и критерии деятельности в рамках современных транснациональных компаний//Экономика 21 века. 2007. №1.
[2] Покровская В.В. Интернационализация производства и критерии деятельности в рамках современных транснациональных компаний//Экономика 21 века. 2013. №1.
[3] После выхода в свет в 1983 г. его книги «Глобализация рынков».
[4] Источник: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД/UNCTAD) Статистический портал UNCTADSTAT. [Электронный ресурс]. – URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx (дата обращения: 17.05.2014)
|