I ГЛАВА. Теоретические аспекты мотивации персонала и конкурентоспособности предприятия
1.1 Значение конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия состоит из составляющих, не связанных друг с другом напрямую, но влияющих друг на друга. Конечным проявлением конкурентоспособности можно считать размер рыночной доли предприятия. Идеологической основой конкурентоспособности можно считать нацеленность и способность предприятия к удовлетворению требований потребителей с высоким качеством при низкой цене .
Конкурентоспособность предприятия характеризуется его способностью обеспечить: низкие издержки производства; уникальность продукта; качественный и доступный сервис; экологическая чистота продукта; качество продукта; своевременный вывод продукта на рынок.
Неспособность предприятия обеспечить одно или несколько условий, значительно снижает его конкурентоспособность. Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем.
Ни одна компания не может обеспечить максимально эффективное выполнение всех стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, одновременно. Каждая компания составляет стратегический план, в рамках которого определяется очередность выполнения конкурентных стратегий, по итогам анализа их важности.
Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой локальной стратегии предприятия.
Конкурентоспособность предприятия формирует и определяет его рыночную стоимость. Среди конкурентных стратегий можно выделить поведенческие стратегии, отдельно. Они в значительной степени влияют на составление стратегического плана. Среди поведенческих стратегий предприятий выделяют:
полное игнорирование действий конкурентов, по разным причинам;
выборочное реагирование на отдельные действия отдельных конкурентов;
агрессивное, подавляющее конкурентов поведение;
ситуационное поведение, без заранее определенной политики.
Компании с дальновидным руководством, конкурентным войнам, предпочитают сотрудничество с конкурентами. Вырабатывая общие стандарты поведения, конкуренты снижают накал борьбы и исключают применение методов, порочащих известные бренды. Стратегия на сотрудничество позволяет мелким предприятиям успешно конкурировать с крупными компаниями. Факторы конкурентоспособности предприятия определяются особенностями страны и предприятия, и уточняются рынком.
Факторы конкурентоспособности могут быть внешними и внутренними, и разрешаются:
внедрением передовых технологий;
внедрением эффективной технологии управления;
максимально достоверным прогнозом развития рынка;
развитием инновационной деятельности;
продуманной кадровой политикой;
качественным менеджментом;
управлением рисками;
управлением качеством;
доступностью необходимых ресурсов;
актуальной структурой предприятия;
политикой к конкурентам и др.
Конкурентоспособность предприятия техническим может быть обеспечена учетом основных факторов конкурентоспособности и их разрешением через стратегии предприятия. Главная трудность предприятий в том, чтобы свои стратегии наполнить действенными методами и способами, которые способны обеспечить ожидаемый результат в запланированное время. В конкуренции выигрывают именно те компании, которые умеют сопровождать свои намерения конкретными и грамотными действиями.
В современных рыночных условиях, можно наблюдать характерную черту – это зависимость производства от качества трудовых ресурсов, форм и методов их использования, уровня привлечения работников в производственных делах. Все большее значение приобретает управление персоналом как ведущий фактор повышения конкурентоспособности предприятия, а так же успешного и перспективного его развития.
Из 60 оцениваемых стран по уровню конкурентоспособности Россия на сегодня занимает 56 место. Всем известно, что у России конкурентные преимущества по площади территории и богатым недрам . Россия занимает первое место по природным богатствам, опередив США почти в четыре раза. Россия так же имеет конкурентные преимущества по научно-техническому потенциалу и по трудовым ресурсам, но с каждым годом данные преимущества теряются. В российской экономике негативными элементами являются малые государственные вложения в развитие сфер здравоохранения
|