1. Теоретические основы организации управления персоналом на предприятии
1.1. Сущность и значение управления персоналом на предприятии
Управление персоналом на предприятии – это организованное целенаправленное влияние на работников компании, цель – обеспечить максимально эффективную работу предприятия, удовлетворить потребности каждого сотрудника и всего рабочего коллектива в целом, именно поэтому на сегодняшний день важно совершенствование управления персоналом на предприятии.
Задачи, которые ставит перед собой система управления персоналом:
обеспечить организацию квалифицированными и заинтересованными в работе кадрами;
наиболее результативное использование мастерства и способностей персонала;
сохранение дружественной и доброй атмосферы в коллективе;
возможность служебного своевременного продвижения работников;
развитие действенных методов повышения квалификации сотрудников;
создание лояльных условий труда;
поднятие творческой инициативности работников.
Способы управления персоналом на предприятии:
элементарная – применяется на малых предприятиях, где исполнитель и руководитель являются одним лицом;
линейная – многоплановое производство, вертикальные связи;
функциональная – полное разделение обязанностей по функциям.
Методы, применяемые для управления персоналом:
административные – строятся на привлечении к ответственности и дисциплинированности персонала;
социально-психологические – применяется социальный механизм управления персонала, то есть взаимоотношения внутри коллектива, социальные потребности сотрудников и прочие системы.
Подбор персонала. Этот раздел кадрового менеджмента требует подробного анализа HR-менеджера для раскрытия качеств потенциального сотрудника, чтобы на раннем этапе отсеять непригодные для работы кандидатуры. Отбор персонала состоит из нескольких этапов:
1. анализ необходимости в кадрах – проводиться для определения потребности работников на ту или другую должность;
2. обозначение требований к персоналу – определение ясных критериев по отбору сотрудников;
3. привлечение и поиск – нахождение организацией мест, где происходит прием кадров, размещение вакансий, обеспечение организации молодыми специалистами;
4. оценка кандидатов – проведение строго отбора среди потенциальных сотрудников, который состоит из конкурса резюме, тестирования, собеседования и анализ рекомендаций;
5. итоговое решение – последний этап, при котором обсуждаются, дата начала работы, условия работы, подписание контракта с новым работником.
Если возникли трудности с набором персонала, следует обратить внимание на некоторые факторы: возможно слишком низкая оплата труда, нет возможности роста по карьерной лестнице, имидж организации, приемлемость условий работы, качество рекламы, популярность работы.
Проведение собеседования. Один из главных этапов в процессе по подбору сотрудников. На этой ступеньке подробно узнаются личные качества, умение работать, степень подготовки специалиста, а также составляется представление о прежнем опыте работы, устремлениях и взглядах, образе жизни. HR-менеджер во время собеседования используют некоторые приемы: открытые и закрытые вопросы, о прежнем опыте работы, выясняет слабые стороны кандидата на должность, выявление негативных качеств, рефлексивные вопросы, повтор фраз или зеркальные утверждения, альтернативные и наводящие вопросы.
Адаптация персонала. Проводиться для уменьшения текучести кадров, т.е снизить издержки организации. Этот процесс полезен и как для компании, так и для сотрудника. Пройдя адаптацию, сотрудники получают полное представление о культуре предприятия, об главных принципах новой работы, что способствует повышению эффективности труда, налаживанию взаимоотношений с коллегами, утверждению со стороны начальника, работника на новом рабочем месте. Все это является весьма значительным для того чтобы новым работникам нравилась их место работы, а руководство имело управление персоналом на предприятии.
Развитие и обучение персонала. Для того чтобы компания имела успешное долговременное развитие, необходимо своевременно совершенствовать профессиональные навыки сотрудников. Отрасль кадрового менеджмента предусматривает: профессиональное развитие и обучение, инструктаж, методические пособия, лекции, деловые игры, самостоятельное обучение, видеотренинг.
|