Введение
Актуальность темы исследования. Крупные компании все чаще сталкиваются с ситуацией, когда недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления приводит к дезорганизации производственных процессов и ослаблению их конкурентных позиций. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения инвестиций и повышения качества управленческих решений.
Традиционно считается, что концепция корпоративного управления отражает существующее акционерное право. Руководство корпорацией осуществляется через Совет директоров, который избирается акционерами и подотчетен им. Высший менеджмент корпорации осуществляет свою деятельность в рамках принятого акционерного законодательства и социальной ответственности перед обществом. У акционеров есть право рассматривать компанию как инструмент максимизации дохода от своих инвестиций.
Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации и ее менеджеры. В последние два десятилетия активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления признаются также прочие заинтересованные субъекты, такие как персонал компании, кредиторы, органы власти, партнеры и т.д. В итоге, корпоративное управление превращается в своеобразный «зонтик», который объединяет и регулирует отношения всех групп участников управленческого процесса. Организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компании и их владельцами, с другой – согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая, тем самым, эффективное функционирование компаний, и получила название системы корпоративного управления.
В настоящее время среди сложившихся различных систем корпоративного управления можно выделить четыре модели, наиболее ярко характеризующие различные подходы к корпоративному руководству: англо-американскую, немецкую, японскую и семейную.
Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к сближению этих моделей, можно выделить существенные различия между ними. У каждой модели существуют свои особенности, а также сильные и слабые стороны. В каждой отдельно взятой стране корпоративное управление вполне обладает определенными характеристиками и отличительными свойствами.
Целью исследования является выявление особенностей национальных моделей менеджмента и разработка предложений по применению элементов зарубежных моделей менеджмента в российских корпорациях на примере ПАО «Лукойл».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность корпоративного управления, его влияния на эффективность деятельности компании;
2) выявлены основные характеристики существующих национальных моделей корпоративного управления;
3) проведен сравнительный анализ, определены перспективы синтеза действующих национальных моделей корпоративного управления;
4) проведен анализ модели менеджмента корпорации ПАО «Лукойл»;
5) разработаны предложения, направленные на использование зарубежных моделей управления корпорацией в российской практике.
Таким образом, объектом исследования является корпоративное управление, предметом исследования – национальные модели корпоративного управления.
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и зарубежных авторов по проблеме организации корпоративного управления в России и в зарубежных странах. Среди них необходимо отметить работы таких авторов как Блюмгардт А., Вербицкий В., Веснин В.Р., Дементьева А.Г., Ключков В.Н., Козаченко Г.В., Мецгер А.А. и других.
Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования: изучение теоретической литературы по проблеме, анализ статистики компании, методы сравнительного анализа, методы управленческого анализа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на адаптацию и применение в российской практике тех элементов зарубежных методов корпоративного управления, которые представляются применимыми и могут повысить данное эффективность данного направления деятельности российских корпораций.
В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
|