Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений хорошего отношения с детьми является любовь к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери.
Практически все дети из неблагополучных семей страдают от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, многие пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки". Да и внешне дети, живущие в условиях неблагоприятной семьи, сталкиваются с пренебрежением их интересами, физическими и эмоциональными нуждами. Выглядят многие из них по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела (это, прежде всего, относится к детям из алкогольных семей).
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние неблагополучной семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1. Принимать активное участие в жизни семьи;
2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6. Уважать право ребенка на собственное мнение;
7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
1. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей // Детский практический психолог, №7, 2001
2. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 2002.
3. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.
4. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол., 1991. № 2.
5. Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол., 1990. № 1.
6. Чеснокова О. Б. Роль и функции общения в процессе поэтапного формирования умственных действий: Автореф. канд. дис. – М., 1999.
7. Якобсон С. Г., Буадзе К. Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей // Вопр. психол., 1998. № 6.
8. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. – М., Просвещение, 1991.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. – М., 2001.
10. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке. – М., 1991.
11. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. – М., 2005.
12. Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках – М., 1998.
13. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. / Под ред. Н.Ф. Гользиной. – М., Педагогика, 1994.
14. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] // Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999
15. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1999
16. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2004
17. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И. Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996
18. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал "Детский практический психолог", №7, 1995
19. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и педагогика, 1993
20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во МГУ, 1980
21. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за безопасность в семье – М.: РИК, 1999
22. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога. – М., 2003.
23. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. _ М., 1999.
24. Москаленко В.П. Ребенок из семьи алкоголика. // Воспитание школьника 1999, №1.
25. Дети из неблагополучных семей. // Вопросы психологии. 1991г. №4.
26. Воспитание ребенка в неблагополучной семье. // Семья. 1998, №47.
|