Содержание Введение 3 1. Культ человечества по Конту 5 2. Учение о социократии по Конту 9 3. Социология О. Конта 10 Заключение 26 Литература 28
Введение О. Конт по праву считается родоначальником социологии в современном ее понимании, ввел термин «социология». Считая общество наиболее сложным предметом изучения, рекомендовал использование наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов. основоположником социологической науки. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, т. е. основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Создать посредством правильного обобщения фактов (“объективный метод”) из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение “субъективного метода”, превратить ее в положительную религию – так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его 2-х главных сочинениях. Основная его работа – «Курс позитивной философии», в которой он кратко изложил свои идеи, затем он выпустил более развернутую «Систему позитивной политики». Но эта формула в своем целом выражает лишь его позднейшую точку зрения. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал “Курс позитивной философии”, он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твердой почве положительных наук, через совершенное исключение (élimination) всяких спорных теологических и метафизических, идей. Употребляя термин «положительная», «позитивная» философия, Конт указывает, что он имеет в виду способ мышления, который опирается только на факт, на позитивные данные, ничего не измышляет.
Литература 1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Наука, 1998 г. 2. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992. 3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 2003. 4. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. 5. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993. 6. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1. 7. Социология / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998 г. 8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 1998 г. 9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. - 256 с.
|